Во избежание конфликтов, споров и яркого, переполненного эмоциональным окрасом обсуждения, сразу оговорюсь: все ниже написанное и высказанное является сугубо субъективным мнением, не претендующим на истину или на становления единственно существующей правды. Автор высказывает свое мнение для того, чтобы поделиться собственным видением и, возможно, для кого-то необычным взглядом на некоторые детали данного фильма. Спасибо всем, кто потратил свое время на чтение.
Последний Джедай, как кинокартина, выделяется на фоне остальных фильмов в этой вселенной и Джонсон, как прекрасный режиссер, сделал достаточно сильный акцент на визуальном повествовании. И тут стоит выделить три важных компонента:
цвет, окружение и микро-детали. Цвет. Красный и его разные оттенки пронизывают весь фильм от начальной заставки до двух ключевых сцен - тронного зала Сноука и солевой планеты Крэйт. Режиссеру удалось сделать картинку не только правильной в рамках блокбастера, со стильным контрастом, но и вложить в нее нужный символизм, толкающий к пониманию отдельных сцен.
Я не зря назвал две сцены ключевыми, ведь именно они дают ответ на вопрос «почему Джонсон выбрал именно этот цвет?» И если в начале фильма красный мелькал в отдельных моментах достаточно незаметно, находясь в приглушенных тонах, то в тронном зале он обрел глубину и является основным мотивом всей сцены. Подчеркну отличное дизайнерское решение выделить красный золотым одеянием Сноука, отсылая зрителя в годы, когда Звездные Войны вышли на экран. Нечто похожее можно увидеть во вторых Стражах Галактики с их ретро-стилистикой.
Райан, наполняя сцену почти бордовым красным, создает нужное напряжение сцены, выделяя жестокость Сноука. И он предупреждает зрителя о том, что данная сцена закончится чьей-то смертью и, как потом оказывается, даже не одной. И хотя в сцене практически нет крови (за исключением момента, когда Кайло приходит в себя), Джонсон передает ощущение крови на уровне визуального символизма. Он создает этот символ на этапе создания лого, превращая его в ключ-подсказку для зрителя с самого начала. Даже меч Кайло Рена приобрел другой цвет, став менее ярким.
Планета Крэйт стало откровением режиссера для меня: момент, когда один из повстанцев рукой проводит по соли, обнаруживая красную почву, готовит зрителя к битве, которая закончится не на пользу хороших ребят, ведь весь красный цвет исходит именно с их стороны. Глайдеры (простите, если неправильно называю этот транспорт) оставляют за собой направляющие взгляд линии, ведущие от укрытия Сопротивления к шагоходам. Каждый взрыв, каждая смерть сопровождается всплеском красной почвы, алым салютом, освобождающим режиссера от нужды показывать настоящие кровавые сцены битвы, работая на уровне символизма. Одним из самых сильных моментов для меня стало вхождение Кайло с войском за внешние ворота: камера переносит зрителя наверх и показывает, как Порядок вступает ногами по изрезанной сильными ранами земле, тем самым подчеркивая последствия для Сопротивления после всех событий Последнего Джедая. Весьма важный момент, который режиссер выделил близким планом: первый шаг Люка на этой планете не оставляет красного следа. Выделяя это близким планом, режиссер дает еще одну небольшую подсказку и, когда заканчивается сцена, зритель понимает, что последний джедай не пролил и капли крови.
Дисней правильно сделали, взяв Джонсона на место режиссера: он создал красивое, авторское кино, дал Звездным Войнам не только красивую картинку, как того требует вкус современного зрителя, но и сумел очень тонко передать через цвет основной мотив фильма, то состояние, то видение, которыми он хотел поделиться с фанатами.
Окружение. Я отойду от темы и скажу, что весь сюжет картины можно описать словом погоня. Да, это не такая погоня, как Безумный Макс: Дорога Ярости, не отпускающий и дающий вдохнуть только в самом конце, но фильм вводит зрителя в напряжение, ставя героев в заранее проигрышную позицию, ограничивая временем. И тут огромную роль играет то, что окружением является космос. И не смотря на вольность с физикой, все же Джонсон передает зрителю тревогу, которую ощущают повстанцы, особенно один из главных героев По.
Только Лея кажется спокойной, не смотря ни на что, трезво рассуждая и вселяя надежду в остальных членах команды. Именно для этого нужна была сцена ее полета в космосе: таким образом, ей удается преодолеть силу вакуума, ту западню, в которой находится все сопротивление и, хоть многим это показалось гротескным и нелепым, этот момент снимает часть напряжения, которое создал режиссер в голове у зрителя.
Эч-То стал убежищем для Люка и полностью подчеркивает его внутреннее состояние: это маленький остров с заброшенным храмом джедаев, окруженный холодным бурным морем и тьмой, которая кроется под скалой. Та самая дыра, ведущая в пещеру с зеркалом, является символом душевной раны последнего джедая, того, как он раз за разом переживает события давно минувших дней. Так Джонсон обозначил внутренний конфликт последнего джедая.
Можно заметить, что небольшой луч Солнца падает на небольшую стопку книг, хотя во всех сценах на этой планете (кроме самого начала, когда Рэй прибывает на остров) погода пасмурная и Солнце никогда не показывают, тем самым зритель может понять, за что Люк хватается в таком душевном состоянии. Кстати, погоду Джонсон использовал очень правильно: чем больше Рэй общается с Люком, чем больше Люк отсылается в прошлое, тем хуже становится окружение. Дождь, бурные волны, сильный ветер и более грозные тучи. Когда последний джедай справляется с собой, находит гармонию, мы впервые видим, как на горизонте всходит огромное Солнце и в этот момент Люк сливается с Силой. Таким образом, режиссер визуально сообщает нам, что персонаж вышел из порочного круга самозабвения, как и планета, которую, наконец, согрели солнечные лучи.
Линия Финна оказалась самой «скудной» на визуальное повествование. Видно, что режиссеру было интересней работать с трагедий Люка, которая выходит в основной сюжет. Можно выделить планету-казино и сказать, что используется достаточно привычный прием: пребывая на планету, Финн видит роскошь и праздность, но выходя на балкон, ему и нам (зрителям) демонстрируют, что это лишь верхушка айсберга. Внизу настоящая, не прикрытая деньгами и лицемерием жизнь этого мира, в котором большая часть людей страдает. Пускай прием простой, но он отлично работает в зрительском восприятии и передает нужные эмоции. Ничего другого в этой линии я не заметил, возможно, когда Последний Джедай выйдет на носителях, я пересмотрю и замечу что-то.
Микро-детали. Эти аспекты визуального повествования заметили еще во время трейлеров, правда, восприняли их слишком буквально и построили целую теорию сумрачных джедаев, хотя Джонсон, таким образом, подчеркивает состояние героев: Люк ходит в серой одежде, прикрываясь почти черной накидкой и, тем самым мы понимаем, что он в сомнениях, что он подавлен. Рэй сменяет одежду тогда, когда ее мир перестает делиться на черное и белое. Возможно, тогда, когда она начинает сомневаться в Люке, находясь в шаге от падения на Темную Сторону.
Проекция Люка облечена в белое. Это кульминация его состояния, ведь именно в этой проекции мы видим такого джедая, каким он стал под конец фильма, преодолев свой внутренний конфликт.
Кайло после диалога со Сноуком разбивает шлем, выходя из тени своего дедушки, обретая собственный путь. Такой мелкой деталью нам демонстрируют самостоятельное развитие персонажа. Уходя от основной темы разбора, хочется отметить один факт: за два фильма новой трилогии, Кайло убивает двух отцов, занимая место одного из них, тем самым попадая в место, где он сам диктует закон для себя. Также в ПД он не сумел убить собственную мать, что наталкивает на маленькую нотку Эдипа в фильме, ведь, обретая власть в финале, режиссер показывает несостоятельность Кайло, его неумение распоряжаться властью.
Мельком пробегусь по общему сюжету. Я не буду говорить про свое несогласие со сценарными решениями. Во время просмотра возникло чувство, будто бы студия побоялась развить настоящую драму вокруг героев. Визуальный ряд отчетливо настраивает на мрачность и безысходность картинки, в то время как диалоги всегда окрашены надеждой, шутками и другими ходами, сбрасывающими напряжение у зрителя. И это несовпадение – единственная серьезная претензия к кинокартине. Фильм больше показывает, чем рассказывает и в этом контрасте зритель может оказаться в позиции непонимания.
Судя по-моему скромному анализу, можно сделать вывод, что фильм вышел на достойном уровне и займет почетное место в Звездных Войнах. Тогда почему у меня к нему весьма холодное отношение? Все дело в фанате, живущем внутри. После череды издевательств над ним всяких авторов, в том числе и Лукаса с его страстью переделывать все раз в какое-то время, он устал. И персонала Люка в Последнем Джедае очень хорошо описывает состояние, которое переживают многие из нас. Мы имеем права на такую позицию, имеем право на свое мнение, выводы, которые сделали. Но, стоит понимать, что чувства, возникшие при просмотре картины, исходят не только от ее качества, но и еще от нас, возможно, в первую очередь. В честь того, что праздники на носу, желаю всем фанатам, и неважно, понравился вам Последний Джедай или нет, не терять свои теплые чувства к этой вселенной даже в состоянии разочарования и фрустрации, помнить о том, что у нас есть прекрасные фильмы, книги, мультсериалы (для меня Война Клонов Тартаковского) а также собственное видение, свои Звездные Войны. Уважайте друг друга.