[Запоздалый ответ]
Цитата(Ilan Thorn @ 5.1.2017, 17:41)
А вот этого вот я никогда не понимал. Возможно, это профдеформация; но я уже очень давно не видел фильма, в который можно было бы "погрузиться". Хотя бы потому, что абсолютное большинство режиссеров и не стремится к этому эффекту. ...Я всегда отдаю себе отчет в том, что, да, я смотрю фильм, историю, художественное произведение со своими задачами, правилами и закономерностями. Я не внутри истории, а всегда несколько со стороны. И это нормально.
А мне всегда казалось (и очень долго не удавалось объяснить это словами), что фантастические истории − это всегда в первую очередь сон наяву, возможность прожить невероятную жизнь, которой у тебя точно никогда не будет, таблетка от реальности; и только во вторую − рефлексия над этой самой реальностью. У меня и специальная шкала есть, и про два интереса я как-то тут однажды говорила. Ладно, будем считать, что это вопрос из разряда "где мне взять такой мозг, с которым было бы удобнее жить?"
Цитата(Ilan Thorn @ 5.1.2017, 17:41)
"Звездные войны" что в 1977, что в 2015 (что в 2016!) годах - суть пастиш массовой культуры за последние 100+ лет, с особым акцентом на голливудском кинематографе золотой эпохи.
Цитата(Ilan Thorn @ 5.1.2017, 17:41)
…отсылки стали намного более очевидными. …Нужно ли от этого отказываться? Ведь для многих зрителей (и меня в том числе) процесс узнавания и/или расшифровывания отсылок, переосмысливание их значения в новом контексте, вот это вот все - отдельная часть удовольствия от просмотра.
Цитата(Ilan Thorn @ 5.1.2017, 17:41)
Так это же, блин, основы ЗВ-мироздания
Рифмы и совпадения там буквально прописаны в философию вселенной и воплощены в виде Силы.
Хоть это темы из немного разных опер, их объединяет одна и та же проблема − или, будем дипломатичны, особенность, − которая в TFA есть на всех уровнях: гигантомания. Если строим новую Звезду Смерти, то с планету размером. Если к чему-то зрителя отсылаем − то отсылаем так смачно, чтоб он уж точно не пропустил, даже если ANH он последний раз видел тридцать лет назад. А если запускаем в сюжет сверхъестественную волю, то теряя всякое чувство меры − так, что чудеса Силы начинают подозрительно напоминать чудеса сценария.
Насчёт отсылок. В итоге прояснились две противоположные позиции: "обильная цитатность − это хорошо" и "обильная цитатность − это плохо", и пропасть между ними слишком глубокая, чтобы её преодолеть. :) Я могу понять, почему это может быть любопытным и почему оправданности такого подхода легко находятся объяснения: так делали всегда, и наблюдать за этим интересно, и результат вроде бы не лишён всякого смысла. (Правда, поставить на одну ступень подход Лукаса и Абрамса мне всё равно не удаётся: заимствовали, да, но слишком по-разному, с разными целями и с разным результатом.) И всё же я считаю, что такое демонстративное упоение первоисточником, которое мы имеем в TFA, − путь чересчур лёгкий, чересчур осторожный и, если им чересчур увлечься, тупиковый, и не могу его принять, даже имея представление о тех условиях, которые на этот путь толкнули.
Насчёт Силы. Об этом и год назад речь заходила, но раз тогда ни до чего не договорились, то и сейчас, наверное, нет смысла заводить ту же шарманку. Скажу только, что с тех пор не случилось ничего, что могло бы изменить моё мнение: в TFA Сила работает очень небрежно и имеет лицо Кэздана. А вообще, конечно, ЗВ повезло с универсальной отмазкой на случай того, если в ткани сюжета внезапно начнут проступать швы: это Сила зашила, ей можно. :)
И насчёт того, зачем это всё вообще. Я совсем не стремлюсь выковырять в ненавистном кино как можно больше дыр, мне в первую очередь интересно понять и объяснить, откуда берётся то или иное впечатление − почему вот это чувство есть, а того нет; что в фильме работает хорошо, а что со сбоями или не работает вообще; что можно и нужно применять дальше, а от чего лучше отказаться, чтобы не плодить разочарованных всем на свете.