Цитата(Гиллуин)
Сдается мне, страдали-то они не из-за причастия самого по себе, а из-за позора. Соседи-то все видели и делали выводы.
В условиях, когда большинство соседей такие же двоеверцы, а кто-то и вовсе язычники (В том же Мценске, до окончательного крещения христиане и язычники жили мирно и даже действовали сообща против литовской агрессии), говорить о каком-то позоре с их стороны, думаю было бы не совсем правильно. Тем более у соседей скорее всего было так же - решали родители кому на ком жениться. И вообще причастие достаточно интимный обряд.
Цитата(Feone)
Касательно Николая Второго, так и чин у него Страстотерпец. Для этого достаточно быть жестоко убитым, а прежде - со смрением и кротостью переносить тяготы и лишения, уповая на волю Божию в течение некоего промежутка времени, иногда даже не столь уж большого. Всё. Больше ничего не требуется. Самый нижний чин святости.
Тогда и нужно называть страстотерпец, слово святой здесь совсем ни к чему. Святость подразумевает достижение определённого духовного состояния, к которому ни Константин, ни Владимир, ни Николай не пришли. И канонизированы все трое сугубо по политическим соображениям.
Цитата(Feone)
За что купила, за то и продаю. Текст соответствующего содержания, если мне не изменяет память, 13 века (ибо так называемая Первая Эпоха Письменности, в этом я точно уверена, в отличие от остального), обнаруживается в учебнике истории русского литературного языка.
Так никто вам лично и ничего не вменяет. Я не сомневаюсь, что есть подобные источники, но вопрос в том, что они писались церковниками может даже несколько в виде пропогадны, во времена, когда вокруг было полно язычников. Часть вятичей Мценска с трудом крестили к 1415 - через 200 лет после смерти Кукши (канонизирован в языческом имени кстати, по крещению Иоанн). Кстати сейчас на его источнике монахи устроили чуть ли не буддийский сад камней в глухом лесу, мне понравилось.
Цитата(Feone)
А вот как на это смотрело население... вопрос интересный. Двоеверие имело место быть, это факт. Но оно на самом деле было довольно специфическим с точки зрения современного человека, если не сказать бредовым. Но человек той эпохи мыслил иначе. Для людей той эпохи чем больше у них Высших Покровителей, тем лучше, а почитание Предков и умение договариваться со стихиями природы, коее и есть язычество, ибо поскреби большинство языческих богов и обнаружишь или природное явление, или предков, никак не могло в их сознании оскорбить Творца Мироздания. А вот прогневать страшились, что тех, что других, что третьих. И эта тенденция наблюдалась в те времена во всех медвежьих уголках Европы. Взять ту же Ирландию, где совершенно добровольное, в отличие от Руси, принятие христианства не отменило почитание сидов и эпос о Туата де Дананн.
Так абсолютно везде, язычество - это силы природы и предки. Как я уже до этого упоминал, христианство переняло у славянского язычества земледельческую специализацию и впитало его в себя. Языческие праздники приобрели слегка христианский оттенок хотя с Купалой и Масленицей (Ярило и Макош) даже этого не случилось. Богов заменили святые взяв на себя их функции. Творец мироздания, скорее всего то же был в виде бога Рода, но это не точно. В отличие от ирландцев у славян всю дохристианскую мифологию уничтожили и вытравили. Никаких эпосов подобных ирландским не сохранилось мы практически ничего не знаем о дохристианской мифологии. О том же Стрибоге, известно только из цитаты "Слова о полку Игореве": «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы». И всё. Не сравнить с нашими знаниями о Зевсе или Дионисе.
Цитата(Aulsberg)
На самом деле, всё сложнее. То же православие проникало на Русь к моменту крещения уже более столетия
Это да. Даже гораздо раньше. Ещё апостол Андрей, не знаю насколько успешно, крестил тавров, скифов, сарматов и другие народы северного причерноморья. Так что христианство, с самого начала вращалось поблизости и естественно проникало дальше на север. Причём скорее всего первые христиане в наших краях были несторианского толка, а не греческого или латинского. Я вполне допускаю мысль, что некоторые из христиан, могли жить в среде славян задолго до Владимира.
Но это не отменяет факт насильственного крещения и прямого истребления прежней веры. Для князей это было удобно, как инструмент объединения, поскольку язычество различалось у разных племенных родов. Первой подобной попыткой было, так же негативно воспринятое, введение шестибожия. Когда Владимир пытался насадить только главных киевских богов.
Цитата(Aulsberg)
Вы всё-таки немного непоследовательны. Не верите в то, что народ радостно принял новые порядки в 988, но при этом считаете вполне логичным, что он это сделал в 1917.
Почему же? В событиях 17 года можно усмотреть своеобразный реванш.)) Вообще конечно же всё сложнее.
Язычники, правда уже как редкое явление, сохранялись практически времени до Ивана Грозного. В последствии в период смуты, литовско-польской интервенции, погибли колоссальные массы народа и возмжно тогда это сошло на нет. Опять же, после раскола христиане старообрядцы, как бы переняли опальную эстафету у язычников староверов, пусть и позже эти понятия смешаются в синонимы. Раскол, так же играл роль знамени в кровавой гражданской войне 17-го века против прозападной романовской оккупации. Восстания Разина, Булавина, Болотникова, Пугачёва - по сути продолжение смуты и народная война за свою свободу. Которая в последствии была проиграна и 90% населения страны лишились всех прав. Людей проигрывали в карты, меняли на борзых собак, засекали до смерти - всё с благосклонного согласия синодальной церкви обслуживающей оккупационную власть. Не могу не привести немножко Салтыкова-Щедрина:
Цитата
Я слишком близко видел крепостное право, чтобы иметь возможность забыть его. <…> Мы все помним, как секли и истязали и вслед за тем заставляли целовать истязующую руку. Это называлось «благодарить за науку». Благодарящий обязывался иметь вид бодрый и напредки готовый, так как в противном случае он рисковал возбудить вопрос: «Эге, брат! да ты, кажется, недоволен!» Опаснее этого вопроса ничего не могло предстоять, ибо с той минуты, как он возникал, обвиняемый навсегда поступал в разряд нераскаянных и неисправимых. —За что их ссылают? — спрашиваешь, бывало, какого-нибудь доверенного холопа, пригнавшего в город целую деревню нераскаянных (в то время «нераскаянный» меньший брат пригонялся вместе со всеми нераскаянными домочадцами и даже с нераскаянными грудными младенцами; на месте оставлялось только нераскаянное имущество, то есть дома и скот меньших братьев). —За ихнюю нераскаянность-с… Потому, значит, помещик им добра желают-с, а они этого понять не хотят. — Что же, однако, они сделали? Секли их, значит… ну, а они, заместо того чтоб благодарить за науку, совершенно, значит, никакого чувствия… Это было последнее слово крепостного хищничества. Получай в зубы, и да величит душа твоя. Это же последнее слово и хищничества современного. <…> Мне очень часто случалось вести об этом предмете очень поучительные разговоры с людьми сведущими и опытными. — «Послушайте! — говорил я. — Как хотите, а я решительно понять не могу, зачем вы требуете, чтоб у меня сердце играло, когда вы производите надо мной опыты истребления насекомых? Я согласен, что вы имеете за себя право хищничества — ну и пользуйтесь им, как заблагорассудите! Хлопайте, отравляйте, упраздняйте — но к чему же нужна вам моя благодарность? Что может прибавить к вашему благополучию веселие моего сердца? — Гм… а понять, однако, не трудно! — Растолкуйте, пожалуйста! — И растолковать не трудно. Вы, может быть, слышали, что есть на свете вещь, которая называется строптивостью? Это та самая, которую надо истребить. И только. Признаки времени. Хищники. 1869 // Собр. соч. в 20 т. М., 1935. Т. 7. С. 147, 156-157.
В дальнейшем на протяжении 18 и 19 веков именно раскол оставался силой противящейся самодержавию (хотя в итоге богатые купцы раскольники пошли на сближение).
В целом последовательность такая: от неприятия христианства, через гибель язычества и неприятия никоновских новин к гражданской войне 17 века, потом поражение, крепостное угнетение, борьба с расколом и в итоге к революции 1917 года и гражданской войне уже 20 века. Интересно мнение немецкого барона Августа Гакстгаузена, он по поручению Николая 1 изучал крестьянскую общину и пришел к выводу, что в отличие от официальных 2%, явление раскольничества приобретает повсеместный характер. В его книге есть интересная цитата от местных: "Однажды мы перережем всех безбородых от края до края империи."
Касательно церкви, массы крестьян став рабочими в городах были оторваны от села и сельской церкви и именно там формировалась её неприятие. Немного Александра Пыжикова:
Цитата
Сами же рабочие считали необходимым добиваться различных прав и преимуществ, пользуясь, в частности, такими мерами, как отказ от уплаты казенных сборов и податей, неподчинение назначенным правительственным чиновникам и т. д.[214] В отчетах из Владимирской епархии говорилось:
«фабрика – это зло, действующее развращающим образом на религиозно-нравственную жизнь православного населения».
Цитата(Aulsberg)
Как вы сами заметили, православие обросло языческими ритуалами, а православная церковь удачно пережила коммунистов, а то и подстроила их под под себя.
Я бы сказал - искусственно восстановлена после успешной контрреволюции.