Таки и я добрался до
Abraham Lincoln: Vampire Hunter Тимура Бекмамбетова. Пожалуй, склонен поддержать мнение Роджера Эберта, разделяемое, увы, чрезвычайно немногими: фильму со столь абсурдной концепцией, тем не менее, только на руку полу-серьезный подход. Ведь не требуем же мы пародийности от, например, "Капитана Америки", "Тора", "Невероятного Халка" ("Железный человек" - исключение; там ироничность повествования является проекцией центрального персонажа) и вообще от большинства кинокомиксов последнего десятилетия. Ибо Бекмамбетов снял чистейший кинокомикс - их он, в общем-то, снимал всегда в той или иной мере - и в данном жанре элемент серьезности необходим. Пародия нетребовательна, ее единственная задача - постоянно вырывать зрителя из мира фильма и не давать ему отвлекаться от единственной центральной эмоции - смеха. Не-пародийный же фильм допускает куда более широкий спектр ощущений: возможность сопереживания, синхронизации с иллюзией, столкновения с чем-то эффектным, энергичным, впечатляющим, по-своему красивым, местами мрачным, местами забавным, местами лиричным. Разумеется, подобные аттракционы запрашивают свою плату: от зрителя требуется принять установленные режиссером правила игры, а от фильма - обеспечить непрерывный поток хоть сколько-нибудь необычного контента. И Abraham Lincoln: Vampire Hunter с такой задачей вполне справляется.
"Вполне" - это, конечно, не на уровне фееричного Wanted. В последнем фильме Бекмамбетова есть серьезные провисания в темпе повествования ближе к третьему акту; некоторые локации, вроде Новоорлеанского логова вампиров, довольно безыскусны и откровенно картонны; а сценарий время от времени отходит от интересных по языку и структуре диалогов в пользу излишних объяснений очевидных сюжетных моментов. Но лично для меня все это остается на заднем плане, поскольку в Abraham Lincoln: Vampire Hunter есть главное - небанальный подход к изображению и неистощимая выдумка в хореографии и мизансценировании. Как ни странно, я не припомню исторических фильмов, где "история" была бы реализована посредством многократно пропущенного через цветокоррекцию и чрезвычайно-стилизованного изображения с размытием фокуса по краям, будто на первых фотографиях. И при всем при этом - очень чистая и четкая картинка, с эффектным освещением, дымом, искрами и пылью. Ну да спецэффекты у Бекмамбетова всегда были на должном уровне.
А вот то, насколько умело он ставит бои с использованием холодного оружия, для меня стало открытием - особенно после довольно невразумительных в данном отношении "Дозоров". Всю ту энергию, тот free-flow-экшен, в котором отдельные движения сплетаются в цепочку, которая продолжается и продолжается и продолжается до самого конца "прохода" - в общем, все то, что было настолько блестяще реализовано в Wanted с огнестрельным оружием, благополучно перешло и на топоры, кинжалы, предметы обстановки... и лошадей. Лошади взялись совершенно из ниоткуда, были неожиданны и очень, очень круты. Я, помнится, когда-то это уже заявлял и готов сейчас повторить: лучшего режиссера для экранизации Assassin's Creed не найти - совсем немногим дано настолько эффектно изображать процесс убийства. Опять же, у него уже был опыт:
В общем, Бекмамбетов снова меня не разочаровал. Да, Abraham Lincoln: Vampire Hunter послабее, чем предыдущие его "большие" фильмы, но в своей весовой категории "летнего блокбастера" он выступает очень и очень крепко. Надеюсь, на этом его голливудская карьера не затормозит - все-таки для фильма с рейтингом R сборы в $108 миллионов не так уж и плохи.
P.S. Когда я говорил о достоинствах сценария, я имел в виду только оригинальный текст. В русском, судя по тем отрывкам, что я посмотрел в тестовом порядке, потрясающее количество допущений и несуразностей. Например, в финальных сценах, когда жена Линкольна достает серебряные штыки для
"Спрингфилдов" и идентифицирует их. В дубляже же это звучит так: "Это штыки для винтовок
в Спрингфилд. Отправить в Спрингфилд!" Посмотрел бы я, как их прямо перед боем в Пеннсильвании отправляют в Массачусетс.