Цитата
Но, как и почти любой американский фильм заканчивается хорошо, относительно хорошо.
Как КиноКэп напоминаю, что если речь идет об этом
13, то это совсем не американский фильм, а римейк грузинской картины. Что характерно, от того же режиссера.
Между тем, курс истории отечественного кино во ВГИКе продолжается. Как и до прекращения публикации кинодневника, балом правят фильмы сталинской эпохи: технически-совершенные, идеологически-правильные, творчески-сдержанные. Увы, "Чапаев" 1934 года оказался единичным случаем неоднозначного воплощения народного героя гражданской войны; напротив, всяких идеализированных "Щорсов" и "Ленинов в Октябре" - пруд пруди. И поначалу кажется, что
"Яков Свердлов" (1940) Сергея Юткевича принадлежит к той же когорте. Умный красивый бесстрашный молодой человек, всей душой стоящий за пролетариат и потому еще при царе коротающий время в обязательном заключении, где он знакомится с тогда молодым Иосифом Виссарионовичем, который романтично так заявляет "Чилёвек дольжен быть как сталь, понимаешь?". Да и в дальнейшем все как по накатанной: Петроград, революция, разгон учредительного собрания, усатый Джугашвили, испанка и финальный кадр с Ильичем на похоронах.
Однако, не так все просто и не столь все печально. При общей банальности содержания "Свердлов" является примером совершенно уникальной для советского кино того времени структуры, когда главный герой постоянно находится несколько на заднем плане и раскрывается прежде всего через тех, кто с ним знаком. В центре внимания камеры - то Горький, то верный товарищ Трофимов, то некий Ленька, который белобрысым пацаном за шоколадку стоял на стреме во время партсобрания. И показывается в первую очередь не то, как Свердлов создает новую Россию, но то, как он повлиял на частные жизни отдельно-взятых людей. В кои-то веки сталинское кино обращается не к массовому, но к личностному - и это во многом работает и на создание зрительской симпатии ко вполне правдоподобному персонажу. Да, в реальной жизни Свердлов ставил свою подпись на приказ о расстреле Романовых, но в фильме он представляется эдаким аккуратным интеллигентным евреем, сомневающимся, чувствующим и человечным. Конечно, во многом это заслуга превосходного актера (и, кстати, весьма недурного сценариста) Леонида Любашевского, настолько удачно сыгравшего Свердлова, что эту роль он повторял с 1937 аж до 1958 года. И даже если у зрителя есть какие-то проблемы с тем, чтобы ощущать приязнь к его герою уже хотя бы потому, что он - председатель ВЦИК, то мощная положительная внутренняя энергия Любашевского располагает к Свердлову хотя бы как к человек. Доходит до парадокса: сцены заключения в царской тюрьме по политическим мотивам вызывают невольные, но неожиданно точные ассоциации с днем сегодняшним и конкретно Михаилом Ходорковским. Жаль только, что про второго навряд ли снимут фильм. Не с теми сидит.
Были, однако, в сталинские времена и такие уникальные случаи, как исторические комедии, основанные на анекдотах царской поры. Звучит абсурдно, выглядит аналогично.
"Поручик Киже" (1934) Александра Файнциммера не только неловко стилизован под фильмы немого периода с монтажным "размножением" объектов в кадре и картонными декорациями, но и в сюжете своем весьма переусложнен. Казалось бы, что проще? Выдумали из-за писарской ошибки провинившиеся чинуши при дворе императора некоего поручика Киже, чтобы на него переложить всю ответственность, отхлестали несуществующее тело поручика плетьми, отконвоировали "фигуры не имеющего" арестованного пешком в Сибирь, затем по высочайшей милости приказали вернуть и произвести в полковники, благо пьяным в стельку конвоирам все одно - есть Киже или нет Киже. Тут бы и сообщить о несчастной смерти невидимого поручика-полковника, да закончить анекдот. Но действие продолжается и продолжается, затягиваясь на хотя и приличествующие полнометражному фильму, но совершенно неподобающие для избранного формата полтора часа.
И все, кажется, в порядке - фильм действительно подчас крайне смешон, а играющий Павла I Михаил Яншин вызывает самые приятные воспоминания о короле Евгения Леонова из "Обыкновенного Чуда" - однако общая мрачная палитра постоянно сбивает с толку. Что это: остроумная шутка об опасностях самодурства или же выпад сталинского кино против глупого, но грозного царизма? С сегодняшней перспективы "Поручик Киже" и вовсе видится злой сатирой на русское народное прихлебательство, которое будет потакать властителю, насколько бы безумны ни были его приказы. Осознавал ли товарищ Секретарь ЦК, что сатира эта касается и его самого, причем весьма непосредственно? Навряд ли. Ибо, как убедительно доказывает фильм, даже зная, что нос у нее курносый, власть все равно выйдет и спросит у верной гвардии: "А скажите молодцы, правда ли курнос ваш император?" И верная безликая гвардия неизменно ответит: "Никак нет, Ваше величество!"