Я думаю, мне простят некоторый некропостинг.
Я начну с отрывка из выступления нигерийской писательницы Чимаманда Нгози Адичи на TED. Оно касается скорее культурных различий, которые отображеы в ЗВ более, чем богато, но идеально проецируется на историю с ЛГБТ. (источник перевода - ted.com)
А простыня-то немаленькая вышла Я рассказчица. И я хочу рассказать вам несколько своих собственных историй о том, что я называю «опасность единственной точки зрения». Я выросла в университетском городке в восточной Нигерии. Моя мама говорит, что я научилась читать в два года, хотя я считаю, что четыре, наверное, ближе к правде. Я рано научилась читать. И то, что я читала были британские и американские детские книжки.
Я так же рано научилась писать, И когда, лет в семь, я стала сочинять рассказы и разукрашивать их цветными карандашами, моя бедная мама должна была их читать. Я писала точно такие же рассказы, какие я читала. Все мои персонажи были с белой кожей и голубоглазыми. Они играли в снегу. Они кушали яблоки. И они много разговаривали о погоде. «Как прекрасно, что солнце вышло из-за туч». (Смех) И это все несмотря на то, что я жила в Нигерии. Я никогда не выезжала за пределы Нигерии. У нас не было снега. Мы ели манго. И мы никогда не разговаривали о погоде, потому что в этом не было нужды.
Мои герои так же пили очень много имбирного пива поскольку персонажи в английских книгах, которые я читала обычно пили имбирное пиво. Забудьте о том, что я даже и не знала, что такое имбирное пиво. И много лет спустя у меня было сильное желание попробовать имбирное пиво. Но это другая история.
Мне кажется, это хорошо показывает насколько мы впечатлительны и уязвимы перед лицом рассказа, особенно будучи детьми. Потому что всё, что я читала — это были книги, где главными героями были иностранцы, то я была убеждена, что книги, по своей натуре, обязательно должны были быть об иностранцах, и должны рассказывать о тех вещах, с которыми я не могла себя персонально отождествить. Все изменилось, когда я открыла для себя африканские книги. Их было не так много и их было гораздо труднее достать, чем иностранные книги.
Но благодаря таким писателям, как Чинуа Ачебе и Камара Лаэ, Я прошла через психологический сдвиг своего восприятия литературы. Я поняла, что люди вроде меня, девочки с шоколадным цветом кожи, чьи кудрявые волосы нельзя было собрать в хвостик, тоже могли существовать в литературе. Я начала писать о темах, которые я знала.
Я любила те американские и английские книги, которые я читала. Они возбуждали мое воображение. Они открывали мне новые миры. Но их непреднамеренным влиянием было то, что я не знала что люди как я могли существовать в литературе. Поэтому открытие африканских писателей для меня было тем, что спасло меня от обладания одной единственной точкой зрения о том, что такое книги.
Проблема, отражённая в инфографике Илана парой постов выше заключается не в том, что в ЗВ или каком-то другом конкретном фильме "мало меньшинств". Проблема в том, что вся массовая культура в целом использует в качестве фона для произведений мир, имеющий опасные для восприятия расхождения с реальностью. Представьте себе обратную картину - 89% главных героев всех крупных фентези и сцайфай - пресловутые чернокожие лесбиянки. Вам это кажется странным? Несомненно. Но текущая демографическая картина среди персонажей кинематрографа абсолютно настолько же странная. Безусловно, это чрезвычайно просто не замечать, а заметив - удобно оправдывать или отрицать, принадлежа к тем самым Straight White Male, но статистика отражает происходящее однозначно.
Каждый отдельный автор имеет полное право подбирать состав персонажей и актёров так, как ему угодно. Но всё это искусство существует не в вакууме. Фильмы, книги, комиксы и компьютерные игры влияют, пусть и непрямо, на наше восприятие реальности. И массовая культура играет не последнюю роль в том, что гендерные, расовые и сексуальные меньшинства воспринимаются как того или иного рода "отклонения" от стандартного SWM-человека.
Почему же у людей от этого печёт? Потому что большинство SWM существует в уютном радужном мирке, где не осталось неравноправия, где пол, раса и ориентация больше не влияют на жизнь людей, а потому люди, постоянно заявляющие о проблемах этих "других" людей, звучат странно и ненужно, а если смеют обращать на себя слишком много внимания, там и вовсе опасно.
Конкретно от ЛГБТ бомбит у людей потому, что они сводят всё их существование, а, соответственно, и "ценности" к однополому сексу, ожидаемо не вызывающему у них, гетеросексуалов, симпатий. (Речь идёт про геев, конечно, от лесбиянок у SWM никогда не бомбит, потому что однополый женский секс вполне себе приятен их глазу, плюс уверенность в том, что всё это у них - "до первого нормального мужика". )Кроме того, чем сильнее человек находился в детстве и остаётся под давлением искуственных гендерных шаблонов, тем большее отвращение у него вызывают "неправильные", поскольку для него самого мысли о таком были абсолютно табуированны. (Нет, я не пытаюсь заявить, что гомофобы - скрытые геи, хотя некоторая почва у этого утверждения есть.) На самом деле, "мужик, дерущий мужика в очко" со всех точек зрения, кроме репродуктивной (это действительно единственная или хотя бы главная мотивация, допустим, для тебя лично?), ничем не отличается от "мужика, дерущего бабу в вагину", "бабу, дерущую мужика в вагину", ну и так далее, в меру ваших персональных фантазий.
Практически все люди так или иначе занимаются сексом. И делают это они, вследствие склонности Homo Sapiens к уединению в ходе полового акта, не на людях. А вовне интимной жизни, нет совершенно никакой разницы, спит человек с девушками, парнями или в гордом одиночестве. Это не влияет на его способности в учебе, работе или спасении галактик.
Но они существуют. И геи, и лесбиянки, и даже (о ужас!) люди с нестандартной гендерной идентичностью. Прямо рядом с вами. И если это кажется вам странным или пугающим, то демография массовой культуры играет в этом не последнюю роль.