Order 66 Карен Трэвисс - удивительный роман. Чем дальше, тем сильнее он разочаровывает... и в то же время полностью оправдывает ожидания. Все сильные и слабые стороны его автора в нем представлены, пожалуй, в своем эталонном виде, поэтому те, кто давно знаком с творчеством главного мандалороведа всея ЗВ, легко могут вообразить, с чем именно им предстоит столкнуться в этой книге. Былые поклонники получат еще один повод для поклонения, а те, кому в серии Republic Commando и романах по The Clone Wars чего-либо не хватало, не найдут искомого и здесь.
Взять, например, подход Трэвисс к повествованию. Спору нет, стремление к реализму и всматриванию в персонажей - дело похвальное, пусть и несколько поднадоевшее за столько лет. Но еще в Hard Contact проявилась оборотная сторона такого стиля: интересные персонажи и несколько небанально решенных сцен идут друг за другом с нордическим спокойствием, вопреки всем требованиям драматургии и конфликта. В Order 66 вплоть до самого финала герои без особенных проблем обходят любые препятствия, планомерно разрешают все противоречия и ничем реально не рискуют - даже военно-политическая машина Палпатина едва ли может что-нибудь противопоставить клонам-суперменам, которые способны взломать любую систему, проникнуть в любую тюрьму и незаметно избавиться от любых агентов бдительной Республиканской Разведки. Формально писательница пытается придать истории напряженность и запускает обратный отсчет до окончательного бегства протагонистов с Корусканта, но что в нем толку, если протагонисты патологически не способны "не успевать", и даже наоборот: добрую сотню страниц Кэл Скирата буквально стоит на одном месте в ожидании, пока все его сынки и дочки соберутся у корабля.
А сынков и дочек с каждой книгой становится все больше - и это вторая серьезная проблема серии Republic Commando в целом и Order 66 в частности. Контроль над возрастающим числом персонажей и второстепенных сюжетных линий Трэвисс утратила еще в True Colors, но в четвертом романе сюжет под их суммарным объемом раскалывается на кусочки и падает на землю, словно "Незримая длань" на Корускант. Четверть общего объема произведения (весьма немалого, между прочим!) уходит просто на то, чтобы представить всех имеющихся героев, а ведь по ходу повествования еще и появляются новые. Причем, что раздражает особенно сильно, никакого реального влияния на события они не оказывают. Для чего к клану примыкает пилот Найрин? Только для того, чтобы в будущем Кэлу Скирате было, на ком жениться. Так ли уж нужно было спасать клерка Джилку? А как же - ведь клону Корру тоже нужна спутница жизни. Зачем и почему герои вытаскивают из карцера Арлу Фетт? Ага, вот именно: затем, чтобы в Imperial Commando 2 ее взял в жены Бардан Джусик. Серия и раньше заходила на опасную территорию телевизионных мелодрам, но в Order 66 автор окончательно перестает притворяться, будто пишет суровый военный триллер, и с головой уходит в мыльную оперу "Скирата Барбара". Свадеб, признаний, слез и семейных воссоединений здесь многократно больше, нежели боевых или детективных эпизодов - а это, в свою очередь, приводит к простою тех немногих персонажей, кому любви (пока?) не перепало. Так, отряд Дельта, доблестно державшийся на протяжении двух романов, все-таки окончательно превратился в элемент фансервиса, лишенный даже минимальной сюжетной нагрузки.
Все больше увлекаясь романтикой, Карен Трэвисс в упор не видит реальный потенциал накопленного ей материала. Казалось бы, на страницах Republic Commando сошлись джедаи, рыцари-изгои, клоны, мандалорцы, республиканские офицеры и гражданские лица - какой простор для многогранного полифонного взгляда на Войну Клонов со всеми ее противоречиями и трагедиями! Но нет, все голоса в Order 66 орут в унисон одни и те же партии: "Ах, как страдают простые солдаты-рабы на службе бесчеловечной Республики и лицемерных джедаев!" "Ох, как же прогнил официальный Орден, не способный признать тьму в своих рядах!" "Эх, только в рядах мандалорцев всем будет даровано прощение, признание и свобода!" "Ух, Кал'буир - лютый бандит, но добрый и ласковый папаша для всех желающих!" Мучительно однообразный репертуар, учитывая, что повторяется он вот уже в четвертый раз. И наверняка будет повторен в пятый, на бис. При этом, что интересно, зачастую дальше лозунгов дело не заходит: о том, что Скирата может быть жесток, говорят все, кому не лень, но реальных подтверждений этому роман не предоставляет, вместо этого раз за разом акцентируя внимание на его мягкости и отеческих чувствах - и вот некогда интригующий и неоднозначный персонаж спрямляется и превращается в двухмерную карикатуру.
Недостатки подхода Трэвисс становятся тем более очевидны в Order 66, чем ближе сюжет подходит к событиям Третьего Эпизода. В момент падения Республики становится окончательно понятна катастрофа Republic Commando: выстроив свою мандоцентристкую микро-вселенную, скрепив ее недвусмысленной идеологией и утянув в нее персонажей из самых разных миров, писательница в итоге совершенно изолировала ее. История в книгах никак не влияет на Галактику - а Галактика, в свою очередь, не оказывает влияния на книги. Собственно, центральный Приказ 66 в романе удостаивается лишь пары страниц и ни перед одним из основных героев не ставит хоть сколько-нибудь серьезной моральной дилеммы - да и с чего бы? К тому моменту всем им на приказы начальства и республиканскую армейскую систему уже давно и глубоко наплевать.
И только намеченное в эпилоге вмешательство Империи в дела Мандалора несколько разгоняет сонное болото военной мелодрамы и позволяет надеяться на улучшение ситуации в будущем. Как знать, вдруг смена режима сможет обострить конфликт и откроет у Карен Трэвисс второе дыхание? Империя и не на такое способна.