А вот и мое мнение...Гарри Поттер и Орден ФениксаHarry Potter and the Order of the Phoenix Режиссер: Дэвид Йетс
Продюсеры: Дэвид Хейман, Дэвид Бэррон
Сценарий: Майкл Голденберг (по роману Дж.К. Роулинг)
В ролях: Дэниел Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Ральф Файнс, Имельда Стонтон, Майкл Гэмбон
Композитор: Николас Хупер
Производство: Соединенное Королевство, США, 2007
Продолжительность: 138 мин
Цитата:
Знаете, я ненавижу детей!.. - Долорес АмбриджАх, сколько хвалебных отзывов было написано, сколько добрых материнских слов сказано, сколько денег ушло в издательскую и авторскую свинью-копилку, сколько проклятий в воздух было выпущено теми кинокомпаниями, которыми не повезло разжиться лицензией на экранизацию сказки (впрочем нет, настоящей героической саги) о мальчике-который-выжил-и-поработил-сердца-по-всему-миру! Сколько песен было уже спето о том, что "книга Джоан Роулинг совершила революцию", что "с каждой книгой сериал становится все менее детским и все более увлекательным", что "экранизации и, с недавних пор, игроадаптации романов - продукт неизменно высокого качества". Приготовьтесь, я спою еще одну. Про то, как надо делать правильные сиквелы и ужимать наибольшую книгу в наименьшее время, при этом по-прежнему сохраняя уровень, настрой и напряжение. Итак, "Сага о Идеальном Сиквеле" или "Мальчик, которому чертовски везет со съемочной группой".
Сюжет (как правило первое, что интересует зрителя в экранизациях книг) в общих чертах известен даже тому, кто книгу не читал (право, есть ли такие?) или читал давно: Гарри Поттер борется с бюрократией в лице волшебного сообщества, не желающего признавать факт возвращения опасного и харизматичного темного лорда Волан-де-Морта; со злом в лице этого самого Лорда В и его верных приспешников, которые выходят на сцену только в последних 20-30 минутах ленты; с системой в очаровательном лице нового профессора школы Хогвартс Долорес "майн либер фюрер" Амбридж и ее зондеркоманды из старых врагов Гарри; со своими подростковыми гормонами в лице... да хоть бы и в своем. Как и положено, в конце борьбы он, не без помощи верных друзей Рона и Гермионы (плюс участников прайвет-пати под названием "Отряд Дамблдора"), побеждает всех, за исключением своих гормонов и смотрит в светлое и денежное будущее. Занавес. Но, как уже было сказано в начале, это лишь сюжет в общих чертах. А в оригинальном тексте, как и в любой хорошей книге, есть еще столько побочных сюжетных линий и историй персонажей и всего магического мира, что хватит не на два, а на все три крупногабаритных фильма. И при этом имеющаяся у нас на руках лента официально укладывается даже не в два с половиной часа? Подозрительный зритель (оп-па, тавтология неожиданно вышла!) идет на фильм, ищет в нем то, что пошло по сценаристский нож... и уходит разочарованный бормоча неразборчивое "в книге не так все было". При этом этот зритель (а их, как показало время, набролось изрядно), кажется, не замечает, того, что собственно осталось. А осталась очень цельная, логичная и во всем последовательная сюжетная ветка. Да, персонажи второго плана, начиная, как ни странно, Роном с Гермионой и заканчивая самим Орденом Феникса, были низведены до роли персонажей эпизодических, а персонажи эпизодические были вовсе вымараны. И знаете что? Абсолютно верный ход! Кто главный в истории? Гарри Поттер. Кто останется в живых после седьмой книги? Гарри Поттер. Кто во всем виноват? Гарри Поттер. Как, в конце концов, называется книга?! Вот тото же. Главное действующее лицо пятого фильма - сам мальчик-который..., и на нем сделали акцент. У него четко прописан характер, у него самые толковые (и, как ни печально, самые пафосные) монологи, вокруг него и курсируют остальные персонажи. Хотя нет, ошибочка вышла. Главных персонажа здесь два - компанию очкарику со шрамом и конкуренцию по выпавшему на долю экранному времени составляет... да-да, именно "майн либер фюрер" Амбридж, которая получилась настолько харизматичным, обаятельным и отвратительным одновременно персонажем, что при уже ее первом появлении у зрителя пробиваются сильные эмоции - смех, отвращение, умиление, жалость и многое другое.
Честно говоря, во многом актерская игра позволяет не замечать тем, кто особо не ищет, вырванных из фильма кусков. Великолепная троица Рэдклифф-Гринт-Уотсон сильно поднаторели, как актеры, за полтора года, прошедшие с релиза предыдущей части - особенно это заметно в случае с Дэниелом. Хоть иногда он и допускает ошибки, но в пятой части у него получился очень натуралистичный и эмоциональный Гарри. Ну, еще раз, замолвим слово о просто шедевральной Имельде Стонтон в роли Амбридж - пожалуй, наиболее обаятельного и правдоподобного злыдня в этом году экраны кинотеатров не встречали. Не подвели и эпизодические лица (вы еще помните, кого в них превратили?). Стандартно мудрые и добрые Гэри Олдман (Сириус Блэк) и Майкл Гэмбон (директор Дамблдор), мерзкий и властный Ральф Файнс (Лорд В), абсолютно сногсшибательный Алан Рикман (Северус "герой эрофанфиков" Снегг), ну и молодые таланты из Отряда Дамблдора, каждый из которых привнес в фильм что-то свое. Наверное, утверждение, что актерский состав в ГП5 наиболее сильный за все экранизации, будет достаточно близко к правде - по-крайней мере, так кажется.
Объективно глядя, то же можно сказать и практически про все стороны фильма. Да, что там - про всю Поттериану! Каждый новый фильм становился и становится лучше предыдущего. Растет уровень актерской игры, растет уровень продуманности и запутанности сюжетов, растет уровень операторской работы, уровень режиссуры - да куда ему еще выше? Растет уровень спецэфе... Что? Вот в этом и загвоздочка - то самое "практически", которое помешало "Ордену Феникса" оказаться выше эталонного "Кубка Огня" по всем параметрам. Именно со спецэфектами и связаным с ними (куда ж без него) экшеном и связаны все беды фильма. Начнем с простого - очень низкого уровня так называемых "летных" сцен. Фон движется отдельно от прилепленных компьютером героев. Причем прилпленных так криво, что чуть ли не клей виден. При этом магия и дуэли на световых ме... простите, не из той оперы, хотя подобные аналогии уместны. Так вот, дуэли на волшебных палочках сделаны весьма и весьма, а абсолютно потрясающие сцены массового побоища "Орден против пожирателей смерти" и локального противостояния Дамблдор против Лорда В во время которых антураж разносится к такой-то матери - просто нечто. Нечто сногсшибательное, нечто шокирующее, нечто услаждающее взгляд... и нечто очень скоротечное. Хотя, наверное, после получасовых баталий в третьих Человеке-Пауке и Пиратах Карибского Моря при горячей поддержке Транс-"Бэй опять разносит средства передвижения"-формеров любой экшен кажется недостаточным. Но, как ни крути, битвам "Ордена Феникса", хорошим самим по себе и выверенным в плане хореографии очень не хватает продолжительности. Но такова плата за постоянное поддержание высокой планки качества.
Не стоит забывать, что "Гарри Поттер" - это (пока?) не боевик, а в первую очередь, драма, а уж по драматическим параметрам у фильма все в полном порядке. И, снова возвращаясь к теме улучшения качества продукта при каждой новой переработке, будем надеяться, что в 2010 мы увидим идеальную экранизацию и имя ей будет "Гарри Поттер и Роковые Мощи", а не "Гарри Поттер и до такого-то места утерянных возможностей".
Оценка: 8.5
Перевод: 8.0