Без лишних прелюдий,
"Уязвимая точка" Мэттью Стовера - один из наиболее удачных романов по эпохе приквелов "Звездных войн": разнообразное, драматургически выверенное, неглупое и на удивление зрелищное произведение, которое умудряется сочетать темы и образы, заявленные в оригинальных фильмах, c радикально-новым подходом к ЗВ-вселенной. До недавнего времени эта книга была вводной главой медиа-проекта Clone Wars, и потому она во многом задает и утверждает его идейные и стилистические приоритеты - не всегда очевидные на тот момент, но чрезвычайно отчетливые теперь, в контексте запущенной три года спустя серии
The Clone Wars. Так уж вышло, что в новейшей западной культуре период 2002-2005 годов прошел под знаком идеологического кризиса героев и героизма в целом, наступившего в результате терактов 11 сентября, и до определенной степени проект Lucas Licensing стал его художественным отражением. Неоднозначное отношение к реальной войне на Ближнем Востоке, с каждым годом сталкивающейся со все большей критикой, позволило новому поколению авторов в рамках вымышленной Войны Клонов отказаться от условностей привычных по пост-эндорской эпохе конфликтов "добра" и "зла", и вместо этого обратиться к теме крушения "Галактики Мира".
Стовер, проявив недюжинную смелость, как можно дальше отошел от большого противостояния Республики и Сепаратистов, вместо этого сосредоточившись на локальной гражданской войне между дикими аборигенами и относительно-цивилизованными колонистами. Обе стороны повинны в многочисленных преступлениях и в горячке боя не щадят ни женщин, ни детей - даже само понятие "мирного населения" в романе ставится под сомнение. Образы и вдохновение автор, ничуть сам того не скрывая, черпает из классического романа Джозефа Конрада "Сердце тьмы" и даже в большей степени - из его вольной киноадаптации "Апокалипсис сегодня"*. Как и фильм Копполы, первые два акта "Уязвимой точки" притворяются серьезной военной драмой, на деле являясь скорее экзистенциальной трагедией и размышлением об иллюзорности человеческой цивилизации с ее принципами морали, прогрессивными технологиями и социальной иерархией.
Джунгли родного Харуун Кэла, в которые погружается Мэйс Винду, методично лишают его всех атрибутов привычной "нормальной" жизни: спланированная в уютном корускантском штабе операция оборачивается засадой, оружие сжирает местный грибок, средства связи не переживают и первого серьезного боевого столкновения, одежда распадается под беспощадными ударами стихии и войны, а под конец отказывает даже хронометр - герой буквально попадает в безвременье. Стовер постепенно исследует катастрофу мира, соскальзывающего в естественную тьму: от коррупции во власти и случайных жертв городских перестрелок он выходит к вырезанным до последнего жителя поселениям и джунглям, пылающим под местным вариантом напалма. Затем - в, возможно, лучшем эпизоде романа - автор живописует ужасы одной черно-алой ночи посреди извержения вулкана: паровой краулер на краю обрыва, дети-колонисты, слепо ненавидящие "поганого Корно" и, как оказывается, способные на чудовищные преступления, а также их родители, готовые поставить даже собственных сыновей и дочерей под удар, лишь бы уничтожить врага. Джунгли изматывают Винду, пока, наконец, не обретают свое материальное воплощение - беспощадного воина-коруная Кара Вэстора, идеального "джедая будущего", который по мысли Стовера является эдаким темным двойником джедаев настоящего ("Я использую меч, как щит. Они используют щиты, как мечи") и отражением их реального темного потенциала. Словно в насмешку, последним островком цивилизации для героя, рискующего окончательно потерять былые ориентиры, остается его аудиодневник, которому он поверяет свои сомнения, переживания и размышления о местном локальном конфликте - в котором он и читатели без труда находят параллели с большой картиной Войн Клонов. Последнюю запись Винду оставляет в одноименной главе, под самый занавес второго акта.
...но тут что-то пошло не так. То ли Сью Ростони во главе редакторской команды посоветовала писателю дать задний ход, то ли сам Стовер попытался найти более-менее оптимистичный выход из описанного им ранее беспросветного кризиса, но последняя треть "Уязвимой точки" неожиданно уходит в мертвую петлю и разворачивается в направлении классических ЗВ-произведений. Неторопливый экзистенциализм "Апокалипсиса сегодня" вдруг сменяют разудалые массовые битвы в духе "Аватара", в игру непосредственно вступают силы Республики и Сепаратистов, логика сюжета и морали начинает размываться, отстраненная тактика подавляет субъективную рефлексию, а главный герой, на протяжении 300 страниц избегавший принимать чью-либо сторону, именно это в итоге и делает. К чести Стовера, он пытается подать столь резкий стилистический и повествовательный скачок более-менее убедительно - и до определенной степени автору это даже удается - но в общем на целостности романа как самостоятельного произведения третий акт сказывается негативно.
Впрочем, подобные компромиссы вполне можно счесть данью классическому оптимизму "Звездных войн" и их неистребимой вере в то, что за любыми Темными Временами рано или поздно придет Новая Надежда - необходимо лишь хранить верность собственным идеалам и, превозмогая себя, бороться за их сохранение. Бороться, даже когда цивилизация объявляет о своей капитуляции перед сердцем тьмы джунглей. Бороться, несмотря на прорезанную световым мечом дыру в животе. Бороться даже в условиях полной изоляции от "Галактики Мира". Потому что, в конце концов, цивилизация всегда находится не так уж и далеко.
Примечательно, что о борьбе вопреки обстоятельствам рассказывает также короткий рассказ-дополнение
Equipment, в котором Мэттью Стовер дает альтернативную точку зрения на битву за Харуун Кэл и показывает ее с позиции солдата-клона - как повелось, "pure and uncomplicated". В то время как путешествие Мэйса Винду сопровождается яркими визуальными образами, история оператора тяжелого орудия CT-6/774 полна технических подробностей, тактических наблюдений и здорового солдатского мачизма. К тому уровню описания военного быта, который полтора года спустя установит Карен Трэвисс, автор не подходит, да и не особенно к нему стремится. Этот рассказ - лишь краткая вспышка "иной" ситуации, которая еще немного приоткрывает занавес над большой картиной Войны Клонов и закладывает очередную бомбу замедленного действия в фундамент будущего Приказа 66. "Уязвимая точка" показывает, что джедаев истребить невозможно. Equipment же отвечает: рядовые солдаты, даже находясь в оторванной от своего LAAT/i турели, способны с этим поспорить.
*по-своему иронично, что в свое время одним из авторов и кандидатов на режиссерский пост "Апокалипсиса" был сам Джордж Лукас