Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )

> Взгляд на Лукаса. «Звёздные войны» сейчас и тогда
Рейтинг 5 V
сообщение 17.8.2017, 11:29
Сообщение #1


Be Kind, Rewind


Группа: Админы
Сообщений: 15424
Регистрация: 8.9.2005
Пользователь №: 525
Награды: 4





Взгляд на Лукаса. «Звёздные войны» сейчас и тогда


Кажется, сравнивать одного человека с целой корпорацией как-то странно, но не в случае, когда мы говорим о Джордже Лукасе. Не потому, что я пишу с позиции фаната, а потому, что это человек поистине уникальный. Он создал свою империю, несколько сверхуспешных компаний, революционировал и модернизировал кинематограф и стал мультимиллиардером на одной только идее. С позиции нищего он выторговал у киностудий возможность собственноручно руководить главной кинофраншизой мира, которой управлял, пока… не изменил всем своим принципам и не отдал сагу в руки тех, кого, кажется, презирает больше всего.

И речь не идёт о конкретно Disney, речь вообще о всех голливудских компаниях, которые воспринимают фильмы, как товар. Мы много раз слышали, как Джордж заявлял о готовности отдаться независимому кино, и посмеивались над идеей того, что режиссёр-продюсер-миллиардер будет снимать арт-хаус. Но смеяться не нужно, ведь «Звёздные войны» чуть ли не с самого начала являлись независимым кино, снятым без вмешательства и даже денег киностудий. Практически всё, начиная сценарием и заканчивая моделями, делалось под его чётким надзором. Лукас – это пример человека, который стремится контролировать абсолютно всё.

Сюжетные группы, вмешательство директоров студий – всё это было всегда чуждо «Звёздным войнам», которые оставались авторским проектом, личной задумкой, уникальной сказкой одного человека. Даже если перо держал кто-то другой, именно Лукас внимательно следил за каждой чёрточкой и исправлял каждую ошибку. Даже когда о неправоте ему говорили друзья, семья, жена и иконы кинематографа. «Звёздные войны» – это его творение, такое же несовершенное и человечное, как и он сам. Но именно эта уязвимая суть одного творца сделала их тем, что мы так любим. Безопасный, проверенный, вымеренный подход «знатоков» киноиндустрии не сделал «Звёздные войны» – он пытался их убить.

Я ни в коем случае не утверждаю, что Лукас – это неустанный борец за чистоту своего творения, пекущийся только о выдуманном мире и полной гармонии внутри него. Несмотря на вечное стремление к независимости и незамутнённой авторской идее, он тоже позволял себе думать, как «простой смертный»; всё-таки все его, несомненно достойные, задумки, требовали денежных вложений, и лишь «Звёздные войны» позволили ему действительно заработать. Ещё до выхода Четвёртого эпизода, который даже, по его мнению, скорее всего провалился бы, он подумывал о заваленных мерчандайзом магазинах, которые бы приносили доход больше, чем билеты в кино. Мерчандайз позволил ему не только снять Пятый и Шестой эпизоды (которые он финансировал сам, чтобы избавиться от обязательств перед студиями), но и поддерживать несколько своих компаний. ILM, которые были и остаются главной студией по визуальным спецэффектам в мире, родственный ей Pixar, ранчо Skywalker, которое стало этаким собственным суверенным Голливудом, многочисленные пожертвования в университет, который его взрастил – Лукас никогда не делал деньги ради денег (как его друг Френсис Форд Коппола) – деньги были инструментом для достижения новых целей, всё более и более невероятных.

В нём всегда соревновались дух независимого творца и успешного бизнесмена. Он ненавидел «костюмы» – людей, которые считали себя главным звеном кино, поскольку у них были деньги на съёмки – но сам стремился максимально заработать на саге, которая бы позволила ему заниматься тем, что он так любил. Он не позволял никому притронуться к «Звёздным войнам» без его спроса, но когда его внимание обратили на то, что смерть важного персонажа в Шестом эпизоде позволила бы придать фильму веса и драматичности, он отмахнулся – мёртвого Хана Соло (о смерти своего героя неоднократно просил Форд) игрушкой не сделаешь. Именно такие мысли чаще всего определяли, кто выживет, а кто нет. С другой стороны, если это так, почему же умерли Дарт Мол, Куай-Гон и Джанго Фетт?

Но что побудило мастера марионеток Джорджа Лукаса отдать бразды правления и в момент превратить его из царя и бога ДДГ в человека, чьё слово ни имеет ни малейшего значения? Многие из нас любят распинаться о том, что Disney систематически портит «Звёздные войны», не понимают их суть, занимается самоплагиатом, копирует старые идеи и вместо чего-то нового неудачно повторяет то, что Лукас делал в семидесятых по большей части из-за отсутствия бюджета.

Как рождались «Звёздные войны»



Для того, чтобы понять Джорджа Лукаса, мы должны копнуть глубоко – в самое начало его карьеры. Что двигало этим человеком и что убедило его придумать «Звёздные войны»?

Несмотря на романтическое, приукрашенное представления о нём как о человеке, который всегда носил в себе зерно великой идеи, и лелеял его до тех пор, пока не подвернулась возможность воплотить шедевр, Лукас никогда не был тем человеком. Идея «Звёздных войн» не пришла к нему во сне, не зарождалась годами. Всё было проще, прозаичнее, и человечнее.

Джордж Лукас был гиком – человеком, который, как и мы, увлекался многими творениями поп-культуры. Всё детство он посвятил чтению комиксов (его любимым персонажем был Скрудж Макдак, чья изобретательность и находчивость казались ему воплощением американского духа) и просмотру приключенческих сериалов. Нет никакого секрета, что больше всего его вдохновлял герой дешёвого и нелепого телесериала «Флэш Гордон». Что-то было в этом, что он хотел повторить.

И правда, стоило ему сделать себе хоть какое-то имя и заработать хоть сколько-то, как он кинулся покупать права на киноадаптацию. Но не судьба – права стоили слишком дорого. Если бы он каким-либо образом умудрился их заполучить, мир мог бы остаться без «Звёздных войн».

Получив отказ на съёмки героя своего детства, Лукас решил сделать что-то своё. Что-то в духе «Гордона», но и нечто более амбициозное, что взяло бы элементы многих его любимых фильмов. «Звёздные войны» не были даром свыше, а плодом кропотливых просмотров десятков и десятков телесериалов и кинокартин. По щепотке отовсюду – Джордж собирал материал, выписывая, что ему нравится. Как монстр Франкенштейна, «Звёздные войны» зарождались из многочисленных частичек, взятых откуда можно, и рождались они в мучениях и пытках.

«Тебе придётся научиться писать, если хочешь стать режиссёром», - сказал ему Коппола. «Никто не воспримет тебя всерьёз». Лукас с ужасом вспомнил долгие вечера домашних заданий и эссе для колледжа, где он так мучился с самой простой грамматикой. «Я не писатель. Я ненавижу писать. И вообще, я люблю синема верите, документальные фильмы… без истории; тональные поэмы без персонажей».


В мучениях – потому что никто не мог написать «Звёздные войны» кроме него, но он никогда не был писателем или сценаристом. Имя Джорджа на обложке новеллизации наверняка вызвало хохот его друзей, которые знали, что больше всего Лукас ненавидел писать. Сценарии давались ему мучительно, кровью и потом. Он еле выстрадал «Американские граффити», но создавать новый космический эпос по миру, который рождался параллельно в голове, было чем-то в десятки раз более сложным. И то, и то было вдохновлено его любимым вещами и собственным детством, но сравнивать два проекта можно только до определённой степени.

«Звёздные войны» были его тестом, его магнус опусом. Он делал то, что не делал никто другой – в полном одиночестве. Практически все крутили пальцем у виска. Его жена Марсия с самого фильма до самого последнего не верила в идею, считая её недостойной творческого гения Лукаса. Друзья-режиссёры (за исключением понимающего и даже завистливого Стивена Спилберга) не только не понимали, но и открыто критиковали задумку. В лучшем случае это был невозможный проект, в худшем – глупая и недостойная Лукаса затея.

«В своём дневнике Алекс Гиннесс написал: «Научная фантастика мне не очень понятна, но раз уж снимает Пол Лукас – автор “Американских граффити” – значит, стоит попробовать. Большая роль. Сказочная чушь, но, может, выйдет что-нибудь любопытное…»


Только человек невероятного целеустремления и веры в себя мог провернуть такое. Я не буду утверждать, что с самого начала «Звёздные войны» стали для него чем-то святым. Нет, это было испытание, тест. Все говорили ему, что это провал, и он был склонен согласиться. В каком-то смысле он был доволен своей работой, но недостаток средств, которые вытягивались из Fox (и своих сбережений) по крупицам, привёл к огромному числу неснятых сцен. Многое в итоге оказалось ниже стандартов Джорджа – например, сцена в кантине, где персонажи, по его мнению, были дешёвыми и некачественными. В этом с ним согласился и Марк Хэмилл. Сцена же с Джаббой Хаттом и вовсе была удалена. Впоследствии, через двадцать лет, Лукас вернётся и на компьютере улучшит эти сцены. Именно из-за того, что перфекционист в нём остался недоволен фильмом, так много менялось при последующих перевыпусках.

Я не пытаюсь строить интриг – фильм был успехом, и все мы это знаем. Как и сказал Лукас, «Если в кинотеатре публика закричит, когда Хан Соло вернётся спасать Люка, значит фильм удался». И фильм удался. И даже несмотря на покачивания головой некоторых его именитых друзей, которые видели в Джордже умирающего независимого артиста, он был доволен.



Несмотря на моментально выросший статус, благодаря которому можно было быть уверенным, что фильм студии расхватят не глядя, Лукас не пошёл просить у Fox гигантского бюджета. Что уж там, он решил больше никогда не просить ни у кого денег, и держаться от Голливуда, который он ненавидел, подальше. Это всё люди в костюмах, банкиры, которые не понимают кино. Заработав миллионы на фильме – и, главное, на мерчандайзе, права на которые он отбил у студии, которая и думать о них не думала – он решил вкладывать их не в особняки, а в то, что он больше всего любил – фильмы.

Продолжение было снято на его деньги, и с каждым новым фильмом он получал то, к чему больше всего стремился – контролю. Поскольку Лукас потерял много нервов и здоровья на съёмках первого своего эпизода, он решил больше не снимать. В конце концов, не съёмки были его любимой частью, а монтаж. Он был прирождённым, даже великим монтажёром, и именно он за свою жизнь революционировал эту профессию при помощи передовых технологий. Но даже приглашённый режиссёр не мог заткнуть творца всей саги. Да, Кершнер был гораздо более стойким, чем снимавший Шестой эпизод Ричард Маркуанд, чья власть была так мизерна, что актёры даже не смотрели на него, предпочитая прислушиваться к Лукасу, который вроде бы и не причём.

«Звёздные войны» всегда, так или иначе, были под контролем Лукаса. Он занимался сценарием – или редактировал его – он следил за монтажом, бродил по съёмочной площадке и давал указания. В качестве режиссёра его сложно оценить – снимал он сам не так много, но одно ясно: как и в бизнесе, с ним было тяжело. Лукас по природе человек неразговорчивый, тихий. Режиссёр должен давать указания, направлять, но Джордж предпочитал сидеть за камерой и молча направлять за происходящим. Дубль мог быть либо плохим, или отличным. Совет? «Ещё раз, но получше». От него сложно было услышать похвалу – в такие моменты он молчал. Кто-то не мог понять, как этот человек может так снимать, а кто-то наслаждался процессом, который позволял актёру почувствовать полную свободу. Казалось, что подбирая актёров (процесс долгий и скрупулёзный, особенно для Лукаса), режиссёр подбирал и тех людей, которые могли бы работать без его указаний. Он верил в то, что актёры разберутся. И чаще всего так и случалось. Его стиль был уникален – как и всё, что он делал.

Общий консенсус заключается в том, что Пятый эпизод – лучший фильм по саге, и лучший он лишь потому что Лукас не работал с командой подчинённых. Ему противостоял сильный характер Кершнера, он был вынужден прислушиваться к другим и чем-то жертвовать. Именно так Лукас снимал лучшие вещи – ну, или так говорят. Эта точка зрения популярна, но фактом её не назовёшь. Да, всю свою жизнь Лукас стремился к полной власти над всем, что он делает. Многие его идеи не нравились другим. Иногда они выстреливали, иногда – уничтожали проект. Спилберг спорил и спорил с ним по поводу инопланетян в четвёртом Индиане Джонсе, но Лукас настоял на своём, и снял фильм, который не понравился никому. Но такой он был – человек видения, который верил себе и всегда был доволен результатом. Кроме, парадоксально, «Новой надежды».

В народе принято считать, что Джордж Лукас – миллиардер, потому что он, в первую очередь, успешный бизнесмен, кого волнует только собственное состояние. Мол, режиссёр – это игрушки, а главное – его империя игрушек и всего, связанного со «Звёздными войнами». Это неправда. В отличии от своего друга Форда Копполы, Лукас никогда не был транжирой. Деньги были инструментом, а не целью. В первую очередь он был творцом. Все «Звёздные войны» он стремился снимать из своего кошелька. Много раз он был на грани банкротства, поскольку на эти фильмы он ставил всё. В другие моменты он жертвовал деньги на университеты, образование, благотворительность. Деньги были инструментом, а он был мастером. Поскольку он «не верил в долги», он никогда не рисковал и не тратился больше, чем было возможно. Кроме фильмов, конечно. Но это другое.

Приверженец идеи о том, что режиссёры, монтажёры, сценаристы и так далее – это люди, Голливудом непонятые, он всегда бежал в направлении от столицы кино. Он обходил стороной исполнительных директоров, инвесторов и собрания. Он уединялся на своём ранчо и думал о том, что делать дальше. Он любил кино и страдал над ним – каждый фильм был ударом по здоровью, каждый сценарий оставлял его без сил. Но вера собственному видению заставляла двигаться вперёд. Он знал, что плохой сценарист, и знал, что другие пишут быстрее, доходчивее, острее. Но они не видели того, что видел он. Их «Звёздные войны» были другими, хотя без редактуры со стороны не обходилось – и он не был прочь принять помощь. В «нулевых» он сам признался, что стал королём «деревянных диалогов», но это не значит, что он стыдился своей работы. Что бы вы ни думали, он творил «свои» «Звёздные войны».

Построив империю на игрушках и фильмах по «Звёздным войнам», Лукас занимался и многим другим. Он никогда не думал, что вся его слава будет неразрывно связана с звёздной сагой, которую он воспринимал, как нечто мимолётное. Пока фильмы актуальны – хорошо, но десять лет, и придёт что-то другое. Он ошибался. В недальновидности его не обвинишь – он предвидел многие вещи, за много лет до их появления. Лишь одна его ошибка стоила ему миллиардов и до сих пор, наверняка, обидна – потеря Pixar. Компания, которая за его деньги изобрела инновационную технологию для компьютерной анимации, была им непонята. Как они ни пытались растолковать о своём прорыве, Лукас видел их, как убыточный раздел, и продал Стивену Джобсу при первой возможности.

Компании Лукаса были известны на весь мир. Особенно ILM – вот уже много десятилетий ведущий производитель передовых спецэффектов. В кино Лукас интересовался не всегда тем, что нравилось другим. Он, несомненно, всегда был поклонником эстетики, технологического процесса. «Сделать драму – легко, просто подушите котёнка», говаривал он, отмечая, что снять кино выдающееся технически сложнее. Его первая же заметная профессиональная работа – THX 1138 – была передовой, изумительной картинкой, но многие признавались, что она кажется им сухой, отстранённой, механической. Но это и была идея. Лукас любил создавать изумительные образы, тональные поэмы, а актёры и персонажи, как бы важны они ни были, стояли не на первом месте. Говорили, что, будь у него шанс, он бы и вовсе снимал фильмы без людей. Свой «самый человечный» фильм «Американские граффити» Лукас снял почти что на спор, чтобы показать всем (в том числе – своей жене), что запросто снимет простой, «человечный», тёплый фильм. У него получилось, и больше никто в нём не сомневался.

Именно по причине своей любви к совершенству Лукас поставил своей целью сделать так, чтобы зритель мог видеть фильм максимально приближенно к тому, как его видел он сам. То есть в стерео, или, впоследствии, с окружающим звуком. Он требовал от кинотеатров показывать «Надежду» в стерео, а впоследствии, обретя деньги и вес в индустрии, принялся перестраивать кинотеатры во всем США, да и миру тоже. Компания THX (не в честь фильма – расшифровывается оно как Tomlinson Holman's crossover) стала стандартом качества для всех кинотеатров. Во многом благодаря Лукасу объёмный звук стал стандартом для кинотеатров, а впоследствии и дома. Одна техническая революция за другим – Лукас всегда был впереди всех.

«Мне всё время кажется, что индустрия так и не признала все великие нововведения Джорджа Лукаса. Он – Томас Эдисон современной индустрии кино», - Питер Джексон.


Продолжение

Лукас не видел себя, как только творца «Звёздных войн». Он был многим, достиг многого. Он думал, что к девяностым его три фильма превратятся в воспоминания, актуальные лишь для немногих. Он был неправ. Сага никогда не уходила из массового сознания, хоть и продажи игрушек сошли на нет. По этой причине он особо и не уделял времени на создание идей для новой трилогии. Его постоянно спрашивали о ней, и говорил он разное, но плана не было. Не было какой-то великой задумки, да и как приняться за такое?

Но в девяностых Лукас первым мог наблюдать за тем, как его ILM покоряет новые и новые рубежи компьютерных спецэффектов. Тут-то он и понял, что можно подумывать о новой трилогии. Но для начала он решил «опробовать» технологии в деле, в других фильмах. Поняв, что спецэффекты позволят ему не только создавать более впечатляющих существ и космических кораблей, но и заметно облегчат (и, как он ошибочно думал, удешевят) съёмки фильма, он вновь загорелся идеей. Он давно мечтал о цифровом монтаже и цифровой съёмке, и его очень интриговало то, что теперь можно не строить огромные модели и декорации, а обходиться лишь частичками, всё остальное дорисовывая на компьютере во время пост-продакшена. Это был невероятный прогресс, и Лукас хотел как можно скорее поразить мир.

Первый намёк на то, что будет, зрители увидели в Оригинальной трилогии, которую теперь переработали, добавив новые сцены и улучшив моменты, которые тревожили Лукаса с самого начала. Тогда же мнение о Джордже Лукасе (на которого до этого момента фанаты молились) стало падать, и причиной тому стали именно изменения; в частности – сцена с Гридо, который теперь стрелял первым. Но Лукас оставался Лукасом, и стоял на своём – это его фильм и его право менять его, как хочется. Вообще, он всегда был доволен своей работой, что бы другие ни говорили – даже «Уткой Говардом».

Поняв сразу две вещи – что компьютерная графика и правда шагнула далеко, и что народ всё так же интересуется ЗВ – Лукас отправился заниматься приквелами. И тут мы подходим к самой интересной и актуальной точке.

Отношение людей к приквелам разное в разных странах и даже в разные временные отрезки. Отношение фанатов – тем более. Именно приквелы показывают лучше всего, кто такой Джордж Лукас и как выглядят «его» «Звёздные войны». Эти фильм – квинтэссенция всего, к чему он шёл с момента того, как понял, что станет режиссёром (ранее он подумывал стать гонщиком, но авария, которая чуть не стоила ему жизни, всё перечеркнула). Наконец-то Лукас получил контроль.

Контроль



Полный контроль над всем – вот, что хотел Лукас, и что получил для съёмок приквелов. Больше не было ни режиссёров, ни продюсеров – никого, кто мог сказать Джорджу «нет». Но случилось это даже не по «вине» Лукаса, который, парадоксально, не хотел поначалу такого, и даже предложил нескольким близким друзьям пост режиссёра Первого эпизода. То ли испугавшись работы под надзором микроменеджера Лукаса (или просто ответственности), то ли из уважения, но и Стивен Спилберг, и Роберт Земекис, и Рон Говард отказались взяться за такой проект, отметив, что только Лукас справится. И он справился – к недовольству многих.

Несмотря на то, что мы, как зрители, каждый раз перед эпизодом слышим фанфары «Двадцатого века Фокс», их заслуги мало – особенно в приквелах. Будучи верным только своему видению, Лукас снял все фильмы на собственные средства, сделав Первый эпизод самым дорогим независимым фильмом. Только так ему никто не мог сказать, что делать. Но «Звёздные войны» были так привлекательны, что студии были готовы согласиться, не увидев ни единого кадра из картины.

Работа над сценарием вновь велалсь тяжелейшая, и все три фильма снимались по совершенно дикому графику, когда Лукас просил начинать съёмки ещё до завершения работы над сценарием. Планеты, расы и персонажи рождались до того, как становилась понятна история. Это было тяжело, но так работал Лукас, который корпел над сценарием, не жалев своего здоровья.

«В ноябре во время встречи с Макаллумом (продюсер) и Робом Коулманом (аниматор Йоды) Лукас невзначай обронил, что начнёт писать, когда его постигнет вдохновение. Маккаллум был в шоке: «Ты говорил, что уже пишешь», - он мягко заметил. «Я говорил, что думал об этом», - ответил Лукас. Через три недели Лукас встретился с дизайнерами для оценки рисунков планет и персонажей. «Продолжайте в том же духе. Отличная работа. Осталось только придумать фильм для всего этого…»


Встаёт вопрос: а правильно ли так снимать фильмы? Когда один творческий человек решает всё – от актёров до сценария? Не чревато ли это серьёзными проблемами? Разные люди ответят по-разному. Лукас невероятно талантлив, но есть что-то, что у него получается лучше остального. Он всю жизнь говорил, что не умеет писать сценарии, но всё равно именно он решал, как будут происходить каждые сцены. Он давал добро на концепт-арты, на спецэффекты и на хронометраж.

При этом он, как режиссёр, никогда не умел направлять своих актёров. К приквелам он стал лучше, перестал молчать и даже стал делать наставления. Перестал он и воспринимать себя слишком всерьёз. Но фильм в итоге получился именно таким, каким его стоило ждать от Лукаса. Технически совершенным, визуально изумительным и максимально цифровым. Лукас хотел показать мир больше, чем рассказать историю, но при этом в фильме до сих пор оставалось его ДНК. Если при съёмках Новой надежды Марк Хэмилл осознал, что играет, по сути, юного Джорджа Лукаса, то в Первом эпизоде мы увидели эффектные гонки на Татуине – чуть ли не первое, что Лукас задумал снимать. Огромный любитель машин с самого детства, он наконец перенёс ещё одну свою любовь в ДДГ. Он продолжал привносить во вселенную не только свои идеи, но и самого себя. Это всегда была галактика одного человека, и даже самые строгие, самые чёрствые критики приквелов признавали то, что его следует уважать за приверженность своему видению.

Мы получили три фильма новой трилогии – новый отрезок неизвестной ранее истории. Как история, её финал был понятен, но всё остальное предсказать было невозможно. Армия клонов появилась благодаря отцу Бобы Фетта, Энакин собрал C3PO, Сила определяется химическими элементами, джедаи были слепыми идеалистами, а Вейдер родился из-за страха за любимую… каждый сюжетный ход был смелым, порой настолько, что скорее всего получил бы вето от студии, если бы она могла что-то возразить.

Также я хочу обратить внимание на то, что к Третьему эпизоду Джордж сблизился с некоторыми своими критиками и научился смеяться над собой. Так, юмористическое шоу «Робоцып» прошлось по фильмам во многом потому что Лукас сам уважал его творцов. Что уж там, он даже озвучил самого себя в одной из серий. Что касается «Диснея», то шуток они не понимают.

Дисней



Сейчас мы видим, что «Дисней» не готов идти ни на такое смелое мышление, ни способен он на самоиронию, отменив снятый уже комедийный мультсериал Сета Грина. Но когда Лукас продавал свою компанию, он думал, что отдаёт её в самые надёжные руки из возможных. Он всегда уважал Disney, считая их самой стабильной компанией с великой историей. Что уж там, он работал с ними, создавая аттракционы для любимого им «Диснейленда».

Продав всю франшизу, Лукас просил не о многом. Он понимал, что в миг лишится всей власти, но надеялся, что его сюжетные наработки на новую трилогию, о которой он думал, но которую не решался начинать, позволят ему «остаться» в саге и сохранить самую важную роль. И когда он подписывал контракт, ему чётко дали понять, что его слово будет важным, а его наработки станут основой.

«Можете думать, что знаете “Звёздные войны” – это всё равно не правда. За год я дал Ричарду ответы на миллион вопросов, рассказал всё, что можно, но всё равно каждый день ко мне приходят с тысячей новых вопросов (я не преувеличиваю), на которые только я могу ответить. Я делаю это, потому что раз уж начал, значит надо и закончить, но следующая трилогия будет видением кого-то другого...» [после съёмок ОТ]


Ничего этого не случилось. Наработки выбросили, Лукаса слушать не стали. В итоге на экраны вышел фильм, который бы сам Джордж никогда не снял. Не чуждый ностальгии («Американские граффити» начали его славу), он не видел смысла возвращаться к давно избитым приёмам и идеям. Когда перед тобой новейшие технологии, новые возможности и необъятная галактика, зачем возвращаться к тому, что было сделано 40 лет назад?

С, да и до, момента выхода «Пробуждения Силы», «Дисней» активно вещал о том, как важно рассказать «историю». Персонажи, их трагедии – всё это первостепенно для «Звёздных войн». Но ведь буквально ересь, которая идёт в противовес тому, как считал Лукас – единственный человек, который знает, что такое «Звёздные войны». И хоть без истории связной картины не снять (впрочем, в самом начале Лукас и вовсе снимал фильмы визуальные, без повествования), не только она имела значения. Даже когда он только начинал создавать «Звёздные войны», он старался думать больше о визуальном ряде и атмосфере, а не о сюжете и персонажах.

Сейчас мы наблюдаем за тем, как год за годом со «Звёздными войнами» происходит то, чего Лукас боялся всю свою жизнь. Сюжетные группы, вмешательство студий, выделенные бюджеты – против всего этого он боролся. Отдавая ЗВ он, конечно, не мог ожидать другого, но масштаб, возможно, ошарашил и его самого. Впервые за свою историю «Звёздные войны» перестали быть авторским независимым кино. «Пробуждение» стало «ламповым» не потому что этого требовало авторское видение, а потому что волна ностальгии по старым «Звёздным войнам» и эпохе 80-х нахлынула на США. «Дисней» увидел стопроцентный, самый безопасный способ снять фильм, и сделал это. И даже получив свою картину, критики не знали, что возразить – вроде этого все и просили. Возьмём к примеру Первый эпизод, который показал всё то, что люди не ждали увидеть – но то, что хотел Лукас. Обвинять его в мягкотелости невозможно. Он шёл против течения. И при этом, удивительно, зарабатывал миллиарды – как на показах, так и на игрушках.

Но я не хочу утверждать, что Лукас был идеален – этакий борец за независимость и чистоту своего создания. Он тоже думал мерчендайзом. Эвоки были созданы практически ради него одного. Недавно вышедший мультсериал Forces of Destiny потряс нас до глубины души своей дешевизной и очевидной попыткой продать игрушки, но ведь точно так же поступал Лукас с мультсериалом про эвоков и дроидов:

«Дроиды» и «Эвоки» производились студией Nelvana, которая разработала и мультфильм про Бобу Фетта для Holiday Special. Лукас громко заявлял о надеждах на мультсериалы, но когда барабанщик Police Стюарт Коупленд, нанятый для написания музыки «Дроидов», встретился с ним, он тут же раскусил реальную мотивацию Лукаса: “На его столе лежали ряды игрушек. Музыка была для них – вот продукт, вот игрушки”».


При этом, конечно, пресловутые стандарты никуда не девались. Когда речь шла о продукции, Лукас отвечал за всё. По его словам, это был единственный способ «контролировать процесс», поскольку он не хотел «завалить рынок мусором». Если это «Звёздные войны», то должны быть «их стандарты». Fox всегда поражались такому подходу – студии никогда не отказывались от лицензирования продукции. Тем не менее, Лукасу пришлось отбиваться от дешёвых ювелирных изделий и брендированных туалетных сидений. Впрочем, когда наступил Первый эпизод, рынок всё равно оказался перегружен «Звёздными войнами», и Второй эпизод выходил уже без такой помпы. Вообще, если захотеть, Джорджа можно немного оправдать, ведь именно игрушки позволяли ему зарабатывать деньги, которые уходили… да, на новые «Звёздные войны».

Сейчас слова Лукаса не имеют никакого веса. Зайдя на съёмки «Изгоя», он лишь посоветовал режиссёру «не облажаться». Он понимает, что его приглашают ради вежливости. И то не всегда.

Когда мы говорим, что сейчас другие «Звёздные войны» - это правда. Они другие, и будут меняться только сильнее. Как и Marvel c её чётко отлаженной машиной по производству блокбастеров, ЗВ поставили на конвейер, который не может ошибиться. Он даёт то, что хочет большинство, и рассчитывает, что будет продаваться. С одной стороны, многое не изменилось. С другой, мы получаем совершенно иное, менее централизованное восприятие мира ЗВ и вообще другое отношение. Это приведёт как к хорошему, так и к плохому – зависит от человека. Как и Лукас, у всех нас «свои» ЗВ. Я уверен, что сейчас ему очень обидно, что его идеям отказали, а фильмы снимаются неамбициозно, ретро. Но другие в восторге. «Фанатам понравится Пробуждение», сказал он, как бы признав, что сам он делает не то, что понравится всем, а то, как он считает нужным. И этой независимости как раз больше нет. Хорошо или нет – решает каждый для себя.


материал написан, сильно опираясь на информацию из книги Брайана Джея Джонса "Джордж Лукас. Жизнь". Оттуда же все цитаты
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата

Сообщений в этой теме
- Dhani   Взгляд на Лукаса. «Звёздные войны» сейчас и тогда   17.8.2017, 11:29
- - Люц   Аплодирую автору статьи. Так грамотно разложить по...   17.8.2017, 12:09
- - darthllkim   Ну ЗВ без Лукаса просто новая Расширенная Вселенна...   17.8.2017, 12:32
- - Darth Yulius   Я очень надеюсь, что из-за Диснея не настанет тот ...   17.8.2017, 13:53
- - Rakṣaṣḥ   Спасибо. Хорошая статья. Даже подумал, что к произ...   17.8.2017, 14:14
- - Marinist   Теперь фильмы про ЗВ от Диснея всегда будут вызыв...   17.8.2017, 16:12
- - Rakṣaṣḥ   , вполне возможно, что мы знаем ответ. Так же. Он ...   17.8.2017, 16:14
- - Krystal   Простите, конечно, но это не статья, а "плач ...   17.8.2017, 16:54
- - Master Cyrus   Эпизоды Диснея воспринимаю даже не как РВ2, а как ...   17.8.2017, 17:08
- - Dhani   Цитата(Krystal)Простите, конечно, но это не статья...   17.8.2017, 17:13
- - Arkenius   Про Лукаса много кто любит писать, но Dhani в свое...   17.8.2017, 17:21
- - GFER   Цитата(Dhani @ 17.8.2017, 12:29) И речь н...   17.8.2017, 20:20
|- - Dhani   Цитата(GFER @ 17.8.2017, 19:20) Dhani, ка...   17.8.2017, 21:41
|- - GFER   Цитата(Dhani @ 17.8.2017, 22:41) Кто-то н...   17.8.2017, 22:13
- - Krystal   Цитата(Dhani)Ну так поведайте нам, исправить можно...   17.8.2017, 21:36
- - Finwen   Заголовок с протухшим термином вводит в замешатель...   18.8.2017, 1:40
- - GFER   Ненавидеть Лукаса глупо. заметкиЦитата(Dhani ...   18.8.2017, 10:16
- - Dhani   Цитата(GFER)Видение Джорджа противопоставляется гр...   18.8.2017, 11:04
|- - GFER   Цитата(Dhani @ 18.8.2017, 12:04) Заголово...   18.8.2017, 11:14
- - Dhani   Цитата(GFER)Меня лично не напрягал старый заголово...   18.8.2017, 11:18
|- - GFER   Цитата(Dhani @ 18.8.2017, 12:18) Ну, неко...   18.8.2017, 12:59
|- - Андрей Щербаков   Цитата(Dhani @ 18.8.2017, 10:18) Ну, неко...   18.8.2017, 14:00
- - Rakṣaṣḥ   Цитата(Dhani)Многие, в том числе я, всегда будут н...   18.8.2017, 12:37
- - Shinoda   ЦитатаНу, некоторые из-за него готовы на меня набр...   18.8.2017, 12:43
- - Dhani   Цитата(Shinoda)Технологическая картинка, спецэффек...   18.8.2017, 12:49
- - Finwen   Цитата(Dhani @ 18.8.2017, 10:18) Ну, неко...   18.8.2017, 12:58
- - Двайт Проксимус   Цитата(Андрей Щербаков)Застой не может продолжатьс...   18.8.2017, 14:22
|- - Андрей Щербаков   Цитата(Двайт Проксимус @ 18.8.2017, 13:22...   18.8.2017, 16:43
- - Dhani   Цитата(Андрей Щербаков)провал высокобюджетных блок...   18.8.2017, 16:52
|- - Андрей Щербаков   Цитата(Dhani @ 18.8.2017, 15:52) На сборы...   18.8.2017, 17:11
- - Двайт Проксимус   Цитата(Андрей Щербаков)Так сборы Марвел это послед...   18.8.2017, 17:17
- - FoXm@n   , спасибо за проделанную работу. Было интересно пр...   18.8.2017, 19:47
- - Ottoriban   Цитата(Shinoda)Технологическая картинка, спецэффек...   18.8.2017, 20:03
- - Aurum   Цитата(Dhani)Несмотря на романтическое, приукрашен...   19.8.2017, 21:29
- - Arkenius   Цитата(Aurum)Тезис как раз спорный. Гиков, при это...   20.8.2017, 0:09
- - Aurum   Ну и где "резюме"? Этот "умный ин...   20.8.2017, 9:05
- - Dhani   Важно отметить, что Лукас изменился. Во многом сей...   20.8.2017, 12:03
- - ManGus   Скрудж, Утка Говард... У Лукаса определённая симпа...   20.8.2017, 16:11


ОтветитьНовая тема
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 




RSS Текстовая версия Сейчас: 28.3.2024, 14:21

Яндекс.Метрика