DA:O жесток. И дело здесь, конечно, не в крови, которая щедро покрывает героев с головы до ног после убийства первого же зверька. Просто Dragon Age раскрывает свою фэнтезийно-религиозную основу почти настолько же четко и подробно, насколько Mass Effect – научно-фантастическую. Здесь нет науки, продвинутой медицины и единой гордой расы людей, зато есть демоны, darkspawn’ы и прочая неведомая, но крайне опасная хрень. Sucks to be you – примерно так можно выразиться о многих населяющих мир игры персонажах. Игра очень хорошо ухватывает и передает ощущение совершенно незначительного в «общей схеме вещей» существа, которое, словно лист по ветру, плывет по сложному и навороченному миру, большинство аспектов которого оно не познает никогда – а если и познает, то только на свою беду. Рядовые «неписи» зажаты в совершенно неподвижные рамки (к примеру, касты гномов или жизнь городских эльфов) – а если и имеют выбор, то чаще сами этому не рады. Здесь не просто нет ничего бесплатного – здесь цена обычно гораздо выше, чем награда.
На извечной балансировке цели и средств и строится большинство местных моральных дилемм. Разработчики не бросают игрока на них так же рьяно, как, к примеру, «Ведьмак», и обычно предусматривают самое разумное и «доброе» разрешение конфликтов. Скорее дилеммы во всей их противоречивости постоянно проплывают на заднем плане. Вот очередной маг свихнулся от того, что весь мир просто смотрит на него и ждет, пока он устроит заварушку, и устраивает заварушку. Вот толпа стражей, прижатая к стенке врагами, на правах последнего шанса генерит демонов, и последние устраивают экстерминатус обоим. Вот тевинтерские маги заглядывают на огонек в Золотой город, и в ответ мир получает чуму длиной в тысячелетия, хотя тех самых магов, ответственных за злодеяние, уже давно нет на свете. В эльфийском квесте мы использовали аналогичный аргумент, чтобы растопить ненависть Затриана – но местный Maker, очевидно, не столь позитивно настроенный товарищ.
В принципе, понятно, почему для ГГ в местном безжалостном моральном сеттинге действует гибкая система скидок – это награда за то безумное количество глобальных проблем, которое ему приходится решать. Всем РПГ приходится откуда-то черпать исходный материал для сюжетных квестов, но я не припоминаю, чтобы Шепард или Реван получали мир в таком безнадежном исходном состоянии.
Нужна помощь магов? Простите, но они на грани уничтожения. Эльфов? Их вот-вот съедят оборотни. Арла Имона? Он заболел и лечится только святым прахом Андрасте, в его сына вселился демон, а его деревню каждую ночь штурмуют живые мертвецы (ностальгируют по классике дедушки Ромеро, вестимо). Гномы на их фоне держатся молодцом и всего лишь рискуют остаться без импортеров, зато с лихвой берут мраком своих Deep Roads: местную вылазку в Dead Trenches и свидание с Broodmother я не забуду долго.Да и вообще, составляй я какой-нибудь топ самых злостных фракций в играх, darkspawn заняли бы в нем одно из самых почетных мест. Это Злодейское Зло в чистейшем виде, этакие зомбоорки, прошедшие курсы повышения квалификации у самых настойчивых вирусов. Они перебьют целую армию, съедят выживших, превратят парочку в себе подобных и отправят шугать родственников, заразят все от древних драконов до зеркал и уступят только тем, кто ради победы глотнул их собственной крови.
Впрочем, все вышеописанное едва ли давит на игрока все десятки часов геймплея – внешне Dragon Age остается приятной глазу РПГ со столь уютным и знакомым по предыдущим Bioware’овским творениям геймплеем. Сочетание проработанности и продолжительности, пожалуй, потрясает сильнее любого элемента сюжета: даже очевидно «мясные» локации таят в себе парочку-другую мини-загадок/квестов, новые страницы кодекса, предметы для «сквозных» квестов или какой-нибудь другой заготовленный сюрприз. Да и само мясо не надоедает удивительно долго – пожалуй, благодаря тому, что легкой настройкой партии/сложности его можно превращать в изощренную тактику и обратно. Я стал считать количество упомянутых в титрах людей (насчитал, естественно, сотни три, и это без стороны издателя), плюс я помню о «долгостройском» статусе DA, но все равно не перестаю удивляться, как такая полностью озвученная, проанимированная и любовно проработанная громадина вообще появилась на свет.
А еще я, пожалуй, знаю как минимум один всесторонне удачный выбор, который можно сделать: нужно отыгрывать персонажа с юмором. Потому что юмор здесь, словно в противовес всем прелестям мира, просто первоклассный. Стен феерично ссылается на Portal (Where is the cake? I was told there would be cake. The cake is a lie!), сплетники у озера Каленхад обсуждают игроков по нашу сторону экрана (Sick bastards!), сестры у входа в Денерим говорят о судьбе несчастного брата с голосом жабы, который утонул в бочке с вином… Юмор образует харизму большинства местных напарников, умело отодвигая их от скучных шаблонов вида «мудрая старушка» / «вояка-добряк»; юмор делает их диалоги (которых, в общем-то, не так и много) запоминающимися; юмору, наконец, просто пожизненно обязаны местные разговоры «про это».
Lick a lamppost in winter – отныне моя любимая метафора секса, а от опции «Is it after I ravish you in celebration?» в поначалу безобидном диалоге с Зевраном я переселился под стол минут на пять.
Здесь, конечно, нужно еще поблагодарить актеров за просто потрясающую озвучку. Их интонации настолько разнообразны и богаты, что диалоги порой больше напоминают песни, которые хочется слушать, закрыв глаза – и лишь нежелание что-либо упустить заставляет поглядывать на субтитры. Я после прохождения посмотрел пару роликов с примерами русской локализации и остался весьма удивлен. Что, люди действительно могут говорить настолько монотонно и отрешенно? Не верю. Да ладно вам! Это все происки недоброжелателей.
Единственная серьезная претензия, которая у меня есть к игре – это глобальный сюжет (и Landsmeet как его ключевое место). Он, спору нет, максимально пафосен и эпичен – но ему явно не хватает того фирменного сюжетного твиста, который стал трейдмарком Bioware'овской формулы после KOTOR, Jade Empire и Mass Effect'а.
Вот если бы Логейн в кульминационной встрече выдал нечто вроде «я заключил союз с архидемоном, мы убьем всех жалких людишек, а потом вместе будет штурмовать Черный город!» – это было бы неожиданно, интересно и круто. А так мы просто увидели человека, который довел свой рационализм до абсурда и приправил сверху паранойей. Типаж, спору нет, интересный, но явно не сравнимый с откровениями вида «ОМГ РЕВАН!!! / ОМГ РИПЕРЫ!!!». В итоге финал оказался известен почти с самого начала, пусть и с одной опущенной деталью. Что ж, видимо, это необходимая часть «возвращения к истокам».Ну а в целом, игра, конечно, наикрутейшая и знаковая. Она не претендует ни на кинематографичность, ни на инновационность. Она, пожалуй, не ищет легких путей и приносит иные элементы истории и мира в жертву количеству выбора и разнообразию исходов. Она, возможно, слишком длинна и мрачна (особенно для выбравших Ultimate Sacrifice – черт, таких дискомфортных последних часов игры в ожидании неизбежного еще надо припомнить), чтобы закончить ее на восторженной ноте. Но это глубоко, это проработано, это крайне интересно, и это Bioware.