Не удержался и сходил в первый день на "На Игре" Павла Санаева. Даже разразился полновесной рецензий - ниже:
Скрытая информация:
Раскрыть все тайны!
Своим четвертым фильмом Павел Санаев доказал то, о чем некоторые после его предыдущих работ «Последний Уик-энд» и «Нулевой Километр» уже догадывались: он, как немногие, умеет правильно распорядиться выделенными средствами. Средства на проект «На Игре» (с легкой руки продюсеров превращенный в дилогию, вторая часть которой появится в будущем феврале) ряд кинокомпаний при благословлении Министерства Культуры предоставил по сегодняшним меркам не худшие. Во-первых, три с половиной миллиона долларов. Во-вторых, группу молодых малоизвестных актеров и коллектив актеров постарше и поопытней, например Виктора Вержбицкого и Михаила Горевого (которым, похоже, теперь до конца жизни играть отрицательных персонажей). В-третьих, был подобран технический коллектив, уже прикладывавший руку к дорогостоящим и важным проектам: оператор Владислав Гурчин, снявший ура-патриотический блокбастер «Зеркальные Войны», и композитор историко-фантастической ленты «Мы из Будущего» Иван Бурляев. Если прибавить к этому собственные познания Санаева в жанре криминального боевика, можно получить адекватное представление о фильме «На Игре», со всеми его достоинствами и недостатками.
Впрочем, нет. К стартовому раскладу стоит прибавить западный опыт производства кинокомиксов, так как именно к этому жанру тяготеет данная картину. Все признаки налицо уже в сюжете: в результате небольшого технического сбоя партия дисков с новейшей компьютерной игрой плавит компьютеры заядлых игроков-профессионалов, а их мозги обрабатывает ультразвуковым импульсом, который наделяет их способностями подконтрольных игровых персонажей. Правда, разнообразием пристрастий жертвы научного прогресса не отличались, оттого большая часть новоявленных супергероев превратилась в эдаких универсальных солдат, и лишь главный женский персонаж – девушка Рита – обзавелась вне сомнения полезным талантом мастерски управлять любым транспортным средством. Как и обязывают каноны жанра, дальнейшие события приводят сначала к героическому противостоянию с кавказской мафией, затем к работе на некую очень могущественную организацию, стремящуюся захватить контроль над боливийским палладием. Разумеется, ближе к финалу в стройных супергероических рядах наметится раскол, произойдет обязательная трагедия и… и тут фильм закончится, пообещав продолжение в следующем году.
Как можно заметить, оригинальным сюжет если и можно назвать, то с поправкой на российскую действительность, с ее кавказским бандитизмом, беспомощными органами правопорядка (видимо, даже в кинематографе отрицать это уже никто не берется) и всемогущими бизнесменами, способными купить себе персональный дирижабль. Наверное, эта же действительность накладывает определенные изменения на характеры главных героев. Персонажи «На Игре» близки не к идеальным благородным мужам американской комикс-культуры, а к действующим лицам ранних фильмов Санаева. Прежде всего, они хотят добиться успеха в жизни. Они быстро понимают цену своим способностям и стремятся их выгодно продать. Первое убийство совершают быстро и хладнокровно. Ради денег доводят дело до конца, даже понимая, что работодатель их водит за нос. Спасая собственную шкуру, не чураются жертв среди мирного населения. Разумеется, кто-то из них более честен (читай: положительнее), кто-то менее (читай: отрицательнее), причем просчитать «градус благородства» можно уже по внешности героев. Демонический ежик Павла Прилучного прямо намекает на беспринципность его персонажа, в то время как проницательный и в чем-то по-мальчишески невинный взгляд Сергея Чиркова заявляет о широте души и нежелании мирится с меркантильной «политикой партии». С одной стороны, подобный прямолинейный подход к раскрытию довольно стандартных характеров не может не вызывать порицания. С другой, он – идеальное средство самоидентификации для целевой аудитории. Молодежь ищет образ, в рамки которого можно было бы себя поставить – Павел Санаев дает ей на выбор несколько вариантов. Одинаково простых, но ведь в подобный грубый шаблон и вписаться легче.
Рассматривая желания и стремления молодежи, можно также обнаружить новое неожиданное прочтение фильма. Юноши, вооруженные пистолетами и автоматами, с полной свободой действий и практически неограниченными возможностями – что это, как не вариация на темы подросткового бунта против системы? Тем более, что жертвами этого бунта становятся те, кого современная молодежь, откровенно говоря, недолюбливает: кавказцы, милиция, бизнесмены. Повезло еще, что новые супергерои не обратили свое оружие против родителей. Впрочем, один из героев упоминает, что компанию его отца «крышует» один из бандитов, так что связь, хоть и непрямая, имеется. По логике главных героев, все, кто не из своей «тусовки» – те чужие, против тех можно воевать. Истинное воплощение столь присущего юности максимализма.
По правде сказать, Павел Санаев демонстрирует впечатляющее знание вкусов и стремлений подрастающего поколения (в свои-то 40 лет!), что, разумеется, на фильме сказывается положительным образом. В «На Игре» есть свой «геймерский» сленг, есть эффектные перестрелки, есть грамотный клиповый монтаж. Есть как ритмичная тяжелая музыка, так и сладкоголосая «попса». Есть дорогая московская жизнь (опять же отсылка к предыдущему фильму Санаева «Нулевой километр») и неожиданно приличные спецэффекты. Их, конечно, не так много, но уже на примере гигантского дирижабля, рассекающего пасмурное небо, видно, куда ушли заявленные три с половиной миллиона долларов. Есть даже – и настоящие геймеры их непременно отметят - несколько аутентичных сцен с «видом от первого лица». И пусть даже это уже было воплощено в 2005 году Анджеем Бартковяком в экранизации игры Doom, все равно приятно, что Санаев проникся духом и атмосферой игр.
Проблема лишь в том, что, проникнувшись, режиссер не смог передать в фильме все то напряжение, азарт и драматизм, что присутствуют в современных играх. При всей ритмичности и динамике разворачивающегося на экране действия, «На Игре» смотрится больше как еще один криминальный боевик, нежели как проект, имеющий отношение к компьютерным играм. Потому что у игр есть свой особенный стиль, свое мироощущение, свои условности, наконец. И из-за того, что на стадии сценария эти элементы не были учтены, нарушается как восприятие фильма, так и его внутренняя логика. Один из наиболее ярких примеров: согласно предложенному объяснению сверхспособностей героев, в результате воздействия ультразвука активировались скрытые способности их мозга. Но откуда тогда тот поразительный уровень физической подготовки, который бойцы демонстрируют на протяжении всей картины? И даже если предположить, что воздействие изменило тела героев под стать игровым персонажам, почему же тогда им достаточно одной пули в ногу, чтобы скончаться от потери крови? Приходится признать: американские работы этого года на схожую тему – «Геймер» тандема Невелдайн-Тейлор и «Суррогаты» Джонатана Мостоу – к этому вопросу подходили куда ответственнее.
Впрочем, даже если опустить спорную завязку сюжета, в фильме хватает примеров нарушения логики событий и откровенно лишних сцен. Для чего, например, показывать фрагмент вечеринки на квартире одного из героев, если все, о чем в ней говорится, можно было произнести в предыдущей или, если на то пошло, последующей сцене? Столь же странной выглядит и постельная сцена (если ее можно так назвать), которая кажется совершено неуместно. Хотя бы потому, что до нее сильные чувства друг к другу герои если и проявляли, то весьма неохотно и незаметно.
Впрочем, должно повториться: при всех сюжетных неувязках и технических промахах «программу минимум» Санаев выполнил. Что ему предоставили – из того он кино и сделал. По цели отработал и отработал, в сложившихся условиях, более-менее качественно, с явным знанием дела. Без бекмамбетовского стиля и без бондарчуковского размаха, но спокойно и уверенно, пусть и далеко не гладко. Но может ли выглядеть гладко русский кинокомикс? Это жанр, который (как стало теперь понятно, зря) пытаются привить отечественному массовому кино и отечественному же менталитету. А они на это не рассчитаны. Вот и выходит, что в худшем случае зритель получает «Запрещенную Реальность». В более удачном - «На Игре».
Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body.