Помощник
Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )
Цитаты форумчан
27.5.2017, 1:33
Сообщение
#1
|
|
Be Kind, Rewind Группа: Админы Сообщений: 15454 Регистрация: 8.9.2005 Пользователь №: 525 Награды: 4 |
«Мне сообщили, что игрушки последнего поколения, посвящённые “Звёздным войнам”, вот-вот поступят в магазины. Игрушки разговаривают и взаимодействуют с окружающим миром, так что отличить их от фанатов «Звёздных войн» будет легко», – Конан О’Брайен Словно противостояние добра и зла, «Звёздные войны и «Стар Трэк» (или «Звёздный путь») неразлучны, а без одного не было бы и другого. Когда «Стар Трэк» впервые вышел на телеэкраны, это была сенсация, хоть и понятая не всеми. Его окутывала неопределённость и контрасты: рейтинги были невысокие, но те, кто смотрел, были готовы стоять за сериал стеной. «Стар Трэк» положил начало культуре фантастических конвентов, популяризовал косплееров и сделал из вымышленного персонажа идола поп-культуры. «Звёздные войны» появились заметно позже, но без них «Стар Трэка» бы не существовало. Как это возможно? Ответ на этот вопрос непрост – как и сами отношения между поклонниками обеих франшиз. Медиа любили зарисовывать образ обозлённых нердов, ненавидящих друг друга, да и сами актёры порой подкидывали поводов для разговоров, но насколько всё это всерьёз? Насколько «вреден» «Стар Трэк» для «Звёздных войн», и правда ли, что между нами, фанатами, любви быть не может? Правда ли, что мы, словно болельщики двух принципиально конкурирующих футбольных команд, должны желать конкуренту своему увечья и тотального провала? В чём разница между этими вроде бы родственными мирами? Фантастический хайп. Начало «Стар Трэк» – это отношения и конфликт, это истории о человечестве и философские загадки […] «Звёздные войны» хороши только спецэффектами… […] С приходом Дж. Дж. Абрамса «Стар Трэк» превзошёл «Звёздные войны» по всем показателям», – Уильям Шатнер (капитан Джеймс Т. Кирк) Первый фильм звёздной саги вышел, как известно, в 1977 году. К тому моменту эпопея Джина Родденберри отметила 11 лет после своего основания на канале NBC, но полнометражных фильмов пока не было – первый, ознаменованный просто Star Trek: The Motion Picture – вышел в 1979. Любителям кинофантастики стран бывшего СССР может показаться, что одно всегда было больше другого, что с выходом пока что ещё не эпизодичных «Звёздных войн» началась культура массовой истерии, конвентов и косплееров. Но нет – всё это было, и во многом исключительно благодаря «трэкки», которые собственными силами вернули оригинальный сериал к жизни и сделали из Леонарда Нимоя суперзвезду: в 1967 он был с трудом спасён полицейскими от огромной толпы заядлых фанатов в Орегоне. Это было серьёзно – пожалуй никакая другая франшиза космической тематики не объединяла стольких фанатов в США. Когда «Звёздные войны» всё-таки посетили киноэкраны всего мира, это был фурор и культурный феномен. Никто не видел ничего подобного – сногсшибательные спецэффекты, полёты на звёздных истребителях, громогласный звук и очаровательные герои сделали из фильма эталон развлекательного кино. От него ожидали провала, но получилось ровным счётом наоборот. Но в то время, как весь мир не мог отойти от потрясения, поклонники приключений Кирка и Спока были в раздумьях. Несмотря на некоторое тематическое родство, эпопеи сильно отличались. У Лукаса это была сказка о добре и зле, о классических архетипах и политических распрях, но «Стар «Трэк» рассказывал историю другую – историю философских дилемм и вечных вопросов человечности. «Звёздные войны» были о войне – она есть в самом названии. «Стар Трэк» – о мире. «“Звёздные войны” – капиталистическое шоу. «Стар Трек» – коммунистическое», – как-то сказал миллиардер Питер Тиль. Сложно найти примеры откровенной злобы, но многие подтвердят, что фанаты «Трэка» любили считать себя лучше, выше, а предмет своего обожания – серьёзней. В то время как Люк машет лазерной палкой, пытаясь сразить своего отца, они обсуждают глубокие вечные вопросы, и наблюдают за идиллической картиной человеческого будущего. Не помогают и сами актёры обоих фильмов. Тут особо следует выделить традиционно голословных Уильяма Шатнера и Кэрри Фишер, которые не один раз схлёстывались на полях вербальных боёв. В 2011 году Шатнер использовал свой канал на YouTube, чтобы высмеять Фишер и сагу, её прославившую. «Почему вы носите так мало одежды?» – спросил он, добавив, что единственное преимущество «Звёздных войн» заключалось в спецэффектах. Фишер, разумеется, молчать не стала, и сделала контрвыпад, объяснив, почему «Трэк» даже близко не может приблизиться к ЗВ. В Twitter, тем делом, демагогия не заканчивалась никогда – во многом благодаря активному троллю Шатнеру, которому в свободное время только дай да подразни брата нашего. Но существовала ли реальная вражда? Что из этого – шутливое притворство, а что – реальная нелюбовь? Демиурги не воюют Можно вспомнить сотни и сотни страниц яростных дебатов на форумах, посты в Twitter и Facebook, однако если говорить серьёзно, то нелюбви никакой не было – во всяком случае, на творческом уровне. Джордж Лукас и Джин Родденберри друзьями не были – возможно, виной тому большая разница в возрасте – но встречались как минимум один раз на конвенте «Звёздных войн» в 1987 году. Существует фотография, на которой два великих демиурга пожимают друг другу руки. Это не только доказательство взаимного уважения между двумя титанами индустрии, но и довольно ироничный случай, ведь в семидесятых годах именно Лукас посещал конвенты «Стар Трэка», будучи большим почитателем работ Родденберри. Можно долго рассуждать о том, кто, если не создатели, должен был быть уязвлён успехами звёздной саги. Демиурги не ссорились, актёры тогда ещё предпочитали молчать – не было нужных платформ для шутливых поддёвок – а фанаты до Интернета, по большей, части, не дорвались, ведь он ещё долго не будет существовать в привычной нам форме. Так кто враждовал? Ответ на этот вопрос крайне очевиден: враждовали студии, а предметом конфликта были вовсе не разные вопросы, которые фильмы ставят перед зрителями, и не то, какой злодей круче – Вейдер или Кхан. Предметом были они – вездесущие деньги. После третьего сезона «Стар Трэк» было решено закрыть, и на этот раз обратить этот процесс не смогли даже неумолимые поклонники. Актёров распустили, и все они пошли своей дорогой. Не считая анимационного мультсериала, «Стар Трэк» и не думал особо о каком-то будущем, хотя были идеи снять новый сериал. Всё изменилось после того, как «Звёздные войны» вышли на киноэкраны, а кинотеатры начали стабильно выпускать сверхуспешные картинки космической тематики. Тогда боссы Paramount подумали и решили, что медлить нельзя, ведь у них на руках была франшиза масштабов «Звёздных войн», существовавшая, когда её создатель ещё и с камерой обращаться не умел. В результате на свет вышла киноадаптация сериала, создание которой было связано со множеством сложностей и тёрок. Эпос Роберта Уайза рождался с таким трудом, что в конце концов его бюджет раздулся до титанических на то время 46 млн. долларов, что сделало фильм дороже, чем оба первых эпизода ЗВ вместе взятых. Студия делала всё по, казалось бы, правильному рецепту. Щепотка «Космической одиссеи» для масштаба и реалистичности, немного «Близких контактов…» для атмосферы, и как можно больше «Звёздных войн» для спецэффектов. Фильм казался прямым конкурентом всех возможных аналогов, но больше и дороже. Фанаты не могли дождаться серьёзной и реалистичной картины, которая бы показала их любимых героев без дешёвых телевизионных эффектов и жутких костюмов инопланетян. На бумаге всё было супер, а на деле – полнейший провал. Ну, не полнейший, но успехом это явно не назвать. Всё это – особенно на фоне феноменально успешной «Империи…», которая окончательно утвердила Лукаса в статусе бога Голливуда и маркетинга. Родденберри, в то же время, познал вкус поражения. Именно его подход во многом привёл к провалу кинокартины, и вторая часть создавалась уже практически без его участия. С точки зрения фанатов «Трэка», это было одинокое время. Вокруг все с ума сходили по новой саге, и «Стар Трэк» казался чем-то старым, неуклюжим, и, что важнее всего для молодого фаната, некрутым. Более того, франшиза стояла на грани уничтожения после того, что с ней сделала первая полнометражка, но, по иронии судьбы, «Энтерпрайз» удалось спасти не его создателю, а новобранцу, который не смотрел ни одного эпизода легендарного сериала – Николасу Майеру. Того совершенно не заботили перипетии оригинала, а все персонажи охарактеризовывались парой заметок. Его фильм стоил намного меньше, а спецэффекты в нём казались чем-то уморительным на фоне ЗВ, но «Месть Кхана» всё равно полюбилась и фанатам, и критикам. Впоследствии Майер снял и написал ещё несколько картин, все из которых были тепло приняты. Считается, что именно фильмы с его участием являются лучшими. Затишье и буря Но «Звёздным войнам» не было суждено шуметь постоянно. После вызвавшего вопросы «Возвращения джедая» сага взяла длительную паузу. Особых причин снимать продолжение не было – империя была построена, игрушки и кассеты приносили огромную прибыль. «Стар Трэк», с другой стороны, останавливаться не хотел. Друг за другом выходили фильмы, а в период тишины для саги на экраны телевизоров вышло сразу несколько сериалов – The Next Generation (1987-94), Deep Space Nine (1993-99) и Voyager (1995-2001). Всё было хорошо, а «Стар Трэк» перестал казаться чем-то устаревшим. Поменялось всё лишь в 1999, когда случилось событие, на которое все смотрят по-разному. В глазах возможного фанаты «Стар Трэка», «Звёздные войны» провалились, вновь сделав ставку на «неправильные ценности» – спецэффекты. С другой стороны, провала никакого и не было – Первый эпизод и последующие две части много заработали и запустили волну мании среди нового поколения фанатов. С 2005 года затихли обе франшизы. Лишь в 2009 году произойдёт, пожалуй, самое спорное событие для «трэкки» – релиз ребута 2009 года за авторством Дж. Дж. Абрамса, который пришёлся по душе весьма немногим «истинным» фанатам, в то время как большинству не понравился ни способ переписать канон, ни то, каким «человечным» стал Спок. Вторая часть, вышедшая в 2013, и вовсе была признана на конвенте «Стар Трэка» 2013 года худшим фильмом всего канона. Тогда, с точки зрения фанатов, но получилось ничего: ни «таинственный» злодей, которого отгадали абсолютно все, ни повторное уничтожение полюбившийся мифологии. В 2015 и вовсе плакать хотелось – в кинотеатрах запустили «Пробуждение Силы» – новый эпизод «Звёздных войн» за авторством всё того же Дж. Дж. Абрамса. Этот фильм, правда, ознаменовал мягкий переход франшизы в новую эпоху – без отмены предыдущих фильмов. «Трэкки» оставалось только грустить – опять ЗВ-шники их обскакали. Сборы воинствующих франшиз оставались сильно на стороне ЗВ. Но в чём всё-таки разница? «Мне нравятся «Звёздные войны». Юный король Артур вырастает и убивает злого императора. В таком типе развлечения нет ничего плохого – не всё должно основываться на философии. Порой надо просто получать удовольствие от просмотра», – Джин Родденберри Между самими поклонниками франшиз определённое соперничество всё-таки существовало. Как правило, оно выливалось из чувства собственного превосходства. Каждый выделял то, что делало его фантастику лучше, ведь, несмотря на кажущиеся сходства жанров, «Звёздные войны» и «Стар Трэк» многим отличаются. Попробуем выделить некоторые отличия, которыми любят хвастаться фанаты. 1. «Звёздные войны» построены на волшебстве, а «Стар Трэк» – на науке «Как бы я ни старался, увлечься “Звёздными Войнами” я не мог. В них вообще даже не пытались изобразить то, как работают законы физики. Вообще», – Нил Деграсс Тайсон, астрофизик Факт, который не принимают даже некоторые фанаты самих ЗВ, заключается в принципиальных различиях того, как функционирует сама вселенная. Уже в Четвёртом эпизоде нам сообщают о таинственном энергетическом поле, которое связывает всё живое в Галактике, и позволяет уникальным индивидуумам творить всё, что им придёт в голову. Когда в «Звёздных войнах» возникает проблема, чаще всего решение можно найти при помощи Силы. В «Стар Трэке» же конфликты решаются при помощи науки, логики и дипломатии. Несмотря на то, что в приквелах мы увидели немало примеров того, как работает (или не работает) политика, вышесказанную нами мысль всё равно подтверждает Энакин во Втором эпизоде, отметив, что самым эффектным решением проблем являются «агрессивные переговоры». Все мы знаем, что это такое. Делает ли использование волшебства «Звёздные войны» хуже? Ни в коем случае. Но этот фактор сказывается на втором пункте. 2. Изобретения «Стар Трэка» повлияли на изобретения в нашем мире «Все оригинальные подходы научной фантастики к изобретениям дают учёным пищу для размышлений, в результате чего стимулируется работа над настоящей технологией», – Уильям Шатнер Этот пункт безусловно понравится всем «трэкки». Мобильные телефоны и планшеты сейчас являются предметами повседневными, но так или иначе они присутствовали в «Стар Трэке» с самого начала. Есть и другие примеры: 3D-принтеры могут создавать органический материал – а это уже «принтер еды» из TOS. Поскольку гаджеты «Стар Трэка» стараются быть реалистичными, их появление в сериале вдохновляло настоящих изобретателей. Может, кто-то и работает над проектом «Звезды смерти» или световым мечом, но лучше не надо. В то время как гаджеты в ЗВ в основном выглядят круто и используются для уничтожения, изобретения «Стар Трэка» чаще ассоциируются со светлым будущим и триумфом науки. 3. «Звёздные войны» рассказывают историю о добре и зле «Стар Трэк» – это научная фантастика. «Звёздные войны» – это научное фэнтези. «Войны клонов», правда, начинают слегка объединять концепции, ведь там тоже есть философские вопросы и другие идеи, свойственные «Трэку», – Джордж Такей, Сулу В Оригинальной трилогии нам рассказывают историю о добре и зле, о светлых джедаях и тёмных ситхах. Тут нет никаких сомнений в том, что есть зло, а что – добро. Всё очень просто. В «Стар Трэке» используется альтернативный подход. Здесь редко можно встретить ситуации, где простой чёрно-белый подход всё бы решил. Вместо этого нам чаще рассказывают о философских дилеммах и ставят в ситуации без простого решения. Первая директива, логика Спока, страсть Кирка и множество злодеев со своей мотивацией иллюстрируют совершенно другой подход к нарративу. Дело в восприятии «Fox меня за это побьёт, но «Звёздные войны» мной всегда были задуманы, как кино для детей. Целевой аудиторией «Американских граффити» были люди от 16 до 18, а тут – дети четырнадцати лет, может даже младше», – Джордж Лукас «Звёздные войны» и «Стар Трэк» вовсе не так похожи, как может показаться. Их противостояние существует, но это борьба за прибыль, а не идеологию. Что касается фанатов, то они либо способны оценить обе франшизы, либо просто не понимают успех другой. И, как часто бывает среди нас, «трекки» всю свою страсть и гнев предпочтут выхлестнуть на свою же вселенную, яростно защищая непопулярный фильм или набрасываясь на новую интерпретацию от Голливуда. Дело в том, что франшиза диктует определённые ожидания. В них находишь что-то для себя, что-то своё. Если обобщить, то «Звёздные войны» – это фантастика для мечтателей и для искателей приключений, в то время как «Стар Трэк» – это фантастика для тех, кто хочет потеряться в устройстве мира. Для «Звёздных войн» важно что, а не как. Правила физики и устройства мироздания не существуют и меняются в зависимости от фильма или книги. Классическая «трилогия» и сотни книг говорили нам, что выход в гиперпространство из атмосферы планеты невозможен, но «Пробуждение Силы» напрочь это проигнорировало. Правила того, как работает вселенная, меняются в зависимости от нужды нарратива. Если можно нагнать драму или снять особо эффектный кадр, предыдущие устоявшиеся «истины» сразу же отметутся. Даже когда что-то берётся из книг или комиксов, оно трансформируется в угоду режиссёру, и остаться может только название. Словно большой миф из прошлого, мы уже не знаем, чьему рассказу верить. Лукас поведал нам о мидихлорианах, сделав из Силы что-то более конкретное, научное и даже «стартрэковское». Абрамс всячески попытался вернуть старое восприятие Силы, которая казалась чем-то вроде магии в космосе. Проще говоря, все главные механизмы движения вселенной в ЗВ зависят только от фантазии автора, и не более того. Гиперпространство, оружие, космические корабли, Сила, география – всё меняется и модифицируется по мере лет. Сейчас, после образования нового канона, мы не знаем, как работает мир в ЗВ. Мы не знаем, когда был собран тот конкретный истребитель, как точно устроены хатты и как работает механизм светового меча. Мы можем думать, что знаем, но информация актуальна до следующей «правки». «Когда я снимал «Звёздные войны», я не ограничивал себя какой-либо наукой. Идея была такова: «Я создам увлекательный и интересный мир со своей логикой и своей видимой реальностью», – Джордж Лукас На фоне этого «Стар Трэк» начинался с совершенно других ценностей. «Звёздные войны» – это сказка для двенадцатилетних, как говаривал Джордж Лукас. Она должна вдохновлять, поражать, имитировать старомодные приключения, но в совершенно новом космическом антураже. Но «Стар Трэк» всегда хотел быть чем-то серьёзней. Он хотел быть прописной истиной, вариацией нашего будущего по версии идеалистов. Наука правит всем – во всяком случае, в теории. Эта вселенная отличается энциклопедичностью и вниманием к «фактам». Как устроен варп-двигатель, что такое матрицы Генезиса, гироспреи, трикодеры, кибернетическая жизнь… в душе всего фантастика середины 20-го века. Это мир мистики, но его идеология противоречит «Звёздным войнам». Если в ЗВ нам говорят, что Сила невидима и пути её неисповедимы, то в «Стар Трэке» у всего должно быть чёткое объяснение. В этом объяснении главная интрига. Как говорили сами актёры, «фанаты» «Трэка» видятся им умными и интеллигентными людьми; среди них и известные личности, политики, а наука «Стар Трэка» и его идеи нередко преподаются в школах как наглядные примеры того, как работает наука. Ну и нельзя не вспомнить об общей агрессии ЗВ: «Стар Трэк» всеми силами сначала находит мирные решения проблемы, в то время как в «Звёздных войнах» насилие чаще всего является единственным решением. Даже для ордена миролюбивых монахов. «Я всегда любил научную фантастику. Больше всего «Стар Трэк», где приключения и задумки заставляли порой говорить: «О!» и интриговать», – Лесли Нильсен Разницу олицетворяют и главные герои. Люк Скайуокер и Энакин, Йода и другие. Главные герои должны чем-то выделяться, быть лучше других. Идея простого фермера, ставшего героем, может понравиться «трекки», но вскоре этот фермер становится генералом, единственным в галактике джедаем и сыном самого устрашающего существа. У него есть Сила, а его отец был лучшим пилотом, чей счёт мидихролиан превзошёл любого. На фоне этого Джеймс Кирк и Спок кажутся скромными протагонистами. Первый – «просто» выдающийся капитан, а второй – умный и расчётливый вулканец, полагающийся на силу фактов и подкованность в науке. Если они и их команда отличается компетентностью, то персонажи ЗВ обязаны быть выдающимися, и это стало прямо-таки болезненно заметно по «Пробуждению», где чуть ли не за пару часов Рэй становится могучим форс-юзером неограниченного потенциала, а По демонстрирует нечеловеческую реакцию за штурвалом. И, конечно, семейная драма никуда не делась – если «Стар Трэк» идёт путём Карла Сагана, то «Звёздные войны» иногда напоминают нам традиционные мыльные оперы, где всегда актуален вопрос, кто чей брат, отец или сын. Что интересно, есть и такие фанаты, которые отчаянно пытаются найти в «Звёздных войнах» логику и последовательность «Трэка», до последнего не понимая, что здесь так не бывает. Rogue One слегка разбавил формулу «выдающихся» людей, но и там всё равно немаловажную роль сыграл Дарт Вейдер. Логика против непоколебимой веры, интерес большинства против личной вендетты, реалистичные изобретения против невозможных сооружений… эта битва двух идеологий. Можно сказать, что «Стар Трэк» кажется чем-то более стерильным, более серьёзным на фоне невероятных приключений «Звёздных войн», которые ставят на эпичность. Будучи окном в мир будущего, «Стар Трэк» изобрёл много, но важнее всего то, что он занялся вопросом толерантности и всеприятия намного раньше «Звёздных войн». В пилоте оригинального сериала первым офицером «Энтерпрайза» была женщина, а в основной команде закрепились чёрная женщина, русский и японец. Для аудитории шестидесятых – немыслимое своеволие, особенно учитывая отношения к коммунистической России и японцам, не так давно разбомбившим Перл-Харбор. С другой стороны, «Звёздные войны» только сейчас начали активно продвигать на передний план сильные женские персонажи. Опоздание в полвека. И пусть Лея Органа казалась нетрадиционным женским героем того времени, её персонаж не поразил, а на переднем плане всё равно красовались Люк, Хан и Дарт Вейдер. Конечно, обе эти франшизы находятся в постоянном движении. Новый взгляд «Диснея» трансформирует сагу во что-то новое, а ребут Абрамсом «Стар Трэка» принёс нетрадиционные для серии обвинения в сексизме и вайтвошинге. И, несмотря на успех обеих фильмов, «Стар Трэк» продолжает завидовать своему конкуренту, который приносит огромную прибыль. Итог «В “Стар Трэке” я хотел сказать, что человечество когда-нибудь дорастёт до того, когда другие будут не терпеться, а наоборот вызывать радость и интерес своим различием идей и биологических видов», – Джин Родденберри Как вечный спор «кто круче – Супермен или Бэтмен», противостояние «Звёздных войн» и «Стар Трэка» не прекратится. Это битва прибыли против идеологии, сказки против науки. Сколько различий, столько и сходств. Можно любить обе франшизы, а можно найти что-то своё только в одной. Это нормально. Кто-то из нас находит успокоение в мире волшебства, а кто-то – в будущем, в которое можно верить. В конце концов, ведь «Звёздные войны» происходят в прошлом, а «Стар Трэк» только предстоит. Можно сказать, что вечные темы ЗВ – семья, любовь, битва за свободу и уничтожение зла – понятны большему числу людей во всём мире. «Стар Трэк» остаётся более американской серией, которую чуть сложнее понять и которой не так легко проникнуться. Оригинальный сериал, который начал всё, сильно устарел на фоне отлично сохранившейся Оригинальной трилогии. Его сложнее смотреть, а его часто нелепейшие сюжеты сложнее воспринимать всерьёз. Это проблема фантастики. В какой-то момент она либо становится реальностью, либо вызывает усмешку. Но битва «Стар Трэка» за мир и общность продолжается по сей день, а значит видение Родденберри всё так же утопично, и в него всё так же хочется верить. Но порой нужно и немного волшебства. Именно поэтому можно сказать, что обе франшизы превосходно чувствуют себя рядом друг с другом. У них разные приоритеты – и то же относится к фанатам. |
|
|
31.5.2017, 18:39
Сообщение
#2
|
|
I find your lack of faith disturbing. Группа: Участники Сообщений: 2913 Регистрация: 4.1.2015 Пользователь №: 25631 Предупреждения: (0%) |
Цитата(Мэл) Ну не обижайся Я говорю про приверженность какой-то вселенной. Вот я - ценитель ЗВ и СТ кажется мне дурацким. Я не обижаюсь В том то и дело: Ты - ценитель ЗВ и СТ кажется тебе дурацким. Я - ценитель ЗВ, вселенная СТ мне не кажется такой интересной, но мне очень нравится другая научно-фантастическая вселенная - Светлячок. А условный Вася Пупкин - ценитель ЗВ, любитель СТ, но Светлячок ему кажется дурацким. А Петя Петров ценитель всех трёх вселенных. Каждый может любить те вселенные, которые он хочет. А вот это вот Цитата(Мэл) Если бы я любил СТ, мне "сказочкой" бы касались ЗВ. работает совсем не так. -------------------- .....___.......
..../ <>\...... .._|____|_.... .|_|===|_|... .|_|_ 0 _|_|... ..||__0__||.... ..||__*__||.... .|~\____/~|... ./=\./=\../=\... _[_]_[_]_[_]__ |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 1.11.2024, 2:44 |