HELP! 06.08.1965HELP!"Единственные правдивые песни, которые я сочинил, были "Неlр!" и "Strawberry Fields", - откровенничал Джон Леннон в 1970 г. - Они были почерпнуты из моего опыта. Я не пытался ставить себя в какую-то надуманную ситуацию, пытаясь потом красиво ее описать, - это всегда казалось мне фальшью. Слова на столько же хороши сейчас, насколько были хороши раньше. Теперь мне приятно сознавать, что я оказался достаточно благоразумным в то время, пытаясь понять себя. Но мне не очень нравится запись, мы слишком торопились, учитывая интересы коммерции". На той же неделе, когда Леннон давал интервью, он попытался вновь записать песню в форме фортепианной баллады, замедлив ее почти до ритма похоронного марша. Его неудачная попытка еще раз подтвердила исполнительское мастерство "Битлз", а также профессионализм режиссера оригинальной звукозаписи, тонко скрывшего все намеки на страдание в голосе Леннона. Эта запись принесла миру не больше и не меньше, чем еще один отличный сингл "Битлз", к тому же она прекрасно подходила для фильма. Версии песни из сингла и альбома имеют несколько отличные вокалы Леннона. Впервые песня появилась на американском сингле, июль 1965 года. В цитированном выше интервью Леннон комментировал: "Когда "На Помощь!" вышла в 65-м, я в самом деле кричал о помощи... Я написал эту песню, потому что мне было положено писать песни для фильма. Но позднее я осознал, что прошу помочь мне. Это был мой период "жирного Элвиса". Вы видели его фильм. Он - Я - растолстел, расслабился и полностью потерял себя. И я пою о том, что, когда я был моложе, и так далее, все это было легко. Теперь же я более трезв - да, да - но зато переношу глубокие депрессии, когда готов выброситься из окна, знаете ли. Стало легче разбираться в себе, когда я стал старше; я не знаю, то ли научился контролировать себя, то ли, постарев, успокоился немного. Похоже было, что я ожирел, захандрил и кричал о помощи" (1980).
THE NIGHT BEFOREСовершенство техники записи стало к февралю 1965 г. неотъемлемой чертой творчества "Битлз", как, кстати, и коммерциализация их песен. В этой чрезвычайно выразительной композиции Пола Маккартни мы имеем возможность наблюдать один из первых опытов Леннона (не единственный в альбоме) игры на электропиано.
YOU'VE GOT TO HIDE YOUR LOVE AWAYВслед за первой попыткой сочинять в стиле Дилана "I'm A Loser" Джон Леннон предпринял и еще одну, стремясь "возвратить долг" американскому певцу. Несмотря на то что в этой песне Джон как бы сопереживает с Диланом, он одновременно выражает и свои личные чувства. И по-прежнему для Леннона композиции, что называется, идущие от сердца, непременно связаны с описанием романтического разочарования. По двум причинам, главным образом музыкального плана, песня заметно отличается от ранних записей группы.Во-первых,она имеет чисто акустическую аранжировку, а во вторых, здесь играет "чужой" музыкант. Известно, что, например, Джордж Мартин записывался с группой на клавишных с самого начала, но здесь мы слышим соло на флейте аранжировщика Джона Скопа, правда, его вклад не отмечен на обложке альбома.
I NEED YOUЭто вторая композиция Джорджа Харрисона, записанная "Битлз". Его ранние попытки вроде "You'll Know What To Do" были забракованы Ленноном и Маккартни. Единственное, на что можно обратить внимание в этой ничем не выдающейся песне, - нерешительные гитарные аккорды, контролируемые ножной педалью, позже это стало известно, как эффект "вау-вау" (Wah-wah).
ANOTHER GIRLХотя песни альбома и не являются чем-то особенно новаторским, но во время звуко записи в студии "Битлз" открывали для себя новую технику исполнения и экспериментировали с комбинациями инструментов. Так, например, в своей композиции "Another Girl" Пол Маккартни сыграл на соло-гитаре, так же как и в "Ticket To Ride", записанной в тот же день. Возмущение Джорджа Харрисона относительно его уменьшающейся роли в записи альбомов было несколько развеяно тем фактом, что третья по счету композиция, записанная тогда же, была его сочинением.
YOU'RE GOING TO LOSE THAT GIRLЗамечательный образец песенного творчества, "You're Gonna Lose That Girl" показала, что Леннон вполне мог соревноваться с Маккартни за звание автора качественных поп-мелодий на заказ. Возможно, Полу и в этот раз хотелось сыграть на соло-гитаре, но он все-таки уступил Джорджу, удовлетворившись фортепианной партией.
TICKET TO RIDE (Одна из самых моих любимых)
Как-то Джон Леннон назвал этот первый (1965 г.) битловский сингл предвестником "тяжелого металла". "Это было чертовски тяжелой песней для того времени, - хвастался он, - если сравнить ее с тем, что делали другие. Она и звучит неплохо". И действительно, "Ticket To Ride", с ее лишенными эмоций вокалами Леннона, усложненным ритмом ударных Ринго и сольными гитарными проигрышами Маккартни, была в музыкальном плане самой сильной композицией "Битлз" из всех, записанных ими к тому времени.
ACT NATURALLYПо первоначальному замыслу вокальным номером Ринго в альбоме должна была стать композиция Леннона/Маккартни "If You've Got Trouble", от которой музыканты отказались после двух попыток исполнить ее. В качестве компенсации Ринго дали спеть американский кантри-хит, соавтором которого был известный комедийный актер Джонни Расселл. Дебют песни в исполнении знаменитого Бака Оуэнса состоялся незадолго до записи альбома. Композиция отлично вписывалась в сюжет фильма, так как в ней была строчка "они будут снимать меня в кино". Спустя двадцать лет Ринго и Бак объединили усилия для совместной записи композиции.
IT'S ONLY LOVEКогда Джона Леннона спрашивали, какая песня "Битлз" у него самая нелюбимая, он неизменно вспоминал "Run For Your Life", a также "It's Only Love" - слащаво-сентиментальную композицию, исполнением которой, впрочем, не погнушались позднее такие вокалисты, как Брайен Ферри и Гэри Бонде. Слушая гитару Джорджа Харрисона, который использует эффект "вау-вау", понимаешь, что он здесь несколько не к месту.
YOU LIKE ME TOO MUCHАмериканский музыкальный критик Лестер Бэнгс как-то отметил, что эта композиция Джорджа Харрисона была, "пожалуй, первой в истории рока, рассказывающей о том, что Он и Она не любят друг друга, но у обоих нет смелости уйти первым". Подобную несентиментальную трактовку темы любви мы вновь увидим в песне "If I Needed Someone" в следующем альбоме группы. В то время, однако, большее внимание было обращено на растущее мастерство Харрисона-вокалиста и игру в четыре руки на фортепиано Пола и Джорджа Мартина.
TELL ME WHAT YOU SEEЕще один аккомпанемент на электропиано и еще один попсовый мотив Маккартни, на этот раз немного более фальшивый, чем другие песни альбома, "Help!" стал последним диском, где "Битлз" позволили себе создать целую коллекцию надуманных романсов для тинэйджеров. К тому времени, когда они вновь собрались в конце 1965 г. для записи следующего альбома "Rubber Soul", в их песенном творчестве уже преобладала концепция интимного признания.
I'VE JUST SEEN A FACEЭта фольклорная песня Маккартни с превосходной акустической аранжировкой поистине жемчужина в альбоме. Тот факт, что она была записана в течение той же трехчасовой сессии, что и "I'm Down", где Пол просто раздирает горло, делает еще более значительным содержащееся в песне несмелое признание. Маккартни воскресил номер на время гастролей группы "Уингз" в середине 70-х гг.
YESTERDAY"Я действительно считаю, что "Yesterday" моя лучшая песня, - сказал Пол Маккартни в 1980 г. - Она нравится мне не только потому, что имела большой успех, но и потому, что была одной из самых искренних песен из всех, когда-либо мной написанных. Я так гордился ею. Я считал, что это абсолютно оригинальная мелодия, наиболее законченная из всех, что я сочинил. Она довольно привязчивая и в то же время не слащавая". Несмотря на свои первоначальные сомнения относительно излишней, на его взгляд, сентиментальности песни, Джон Леннон в итоге согласился с этой оценкой, признав "Yesterday" одной из сильнейших композиций Пола. История ее создания стала почти легендой: однажды утром Маккартни проснулся с мелодией в голове, наскоро прилепил к ней слова, чтобы не забыть (рабочее название "Яичница-болтунья"), и затем стал наигрывать ее всем без исключения, будучи уверенным, что легко родившийся мотив был подсознательно заимствован у кого-то. Однако никто не мог назвать источника, и Пол, наконец, убедился, что песня сформировалась в его собственной голове. В 1965 г. композиция вызвала споры, особенно после того, как прессе сообщили, что Пол записал ее без помощи других членов группы - инструментальным аккомпанементом стала его собственная акустическая гитара и струнный квартет, приглашенный Джорджем Мартином. Американские журналы сочли ее сольной записью Маккартни, и когда она возглавила хит-парад синглов в США, начались спекуляции по поводу скорого ухода Пола из группы. Так он и сделал, но лишь через пять лет.
DIZZY MISS LIZZYЛэрри Уильямс являлся воспитанником той же компании "Спешиалти Рекорде", что и Литтл Ричард, и его лучшие записи содержат ту же заводную смесь рок-н-ролла и ритм-энд-блюза, что и у Ричарда. Песни Литлла Ричарда в "Битлз" исполнял Маккартни, а Леннон был ответственным за композиции Лэрри Уильямса. Группа периодически играла "Dizzy Missy Lizzy" (начиная со времен первой поездки в Гамбург в 1960 г.), хотя несколько беспорядочное исполнение Харрисоном партии соло-гитары наводит на мысль, что музыканты уже давно не репетировали этот номер. Тем не менее Леннон довольно естественно и непринужденно, с мастерством заправского рокн-ролльщика исполнил вокалы. Джон еще раз продемонстрировал свою любовь к песне, включив ее в программу своего первого концерта
послебитловской эры четыре года спустя в Торонто. "Dizzy Miss Lizzy" - последняя заимствованная композиция из всех, когда-либо выпущенных "Битлз".
"Пресса: Кого бы Битлз хотели увидеть больше всего?
Ринго: Настоящего Санта-Клауса."