Любопытный факт: к paperback-изданию
Dark Lord: The Rise of Darth Vader Джеймса Лусено прилагается отрывок из Darth Bane: Path of Destruction - более того, именно бэйновское Правило Двух предваряет эпилог романа. Казалось бы, совпадение случайное, но при этом весьма логичное. Тематическое сходство между двумя произведениями очевидно: обе книги посвящены выдающимся злодеям своей эпохи и по-своему исследуют загадочную, но оттого еще более интригующую природу тьмы. К тому же, их на удивление легко объединить в один сюжет - эпическую историю возмездия ситов; от революции дерзкого одиночки, уничтожившего старый орден и отправившегося в тайное изгнание, до абсолютного триумфа Императора и его нового ученика, которым удалось взять под контроль всю Галактику.
В обоих случаях авторы описывают начало новой эры, и потому ключевое значение в них имеет образ времени, его слепок на самых разных мирах, культурах и социальных классах. Безусловно, для энциклопедиста Лусено такой панорамный взгляд на "Звездные войны" является излюбленным приемом, и в Dark Lord: The Rise of Darth Vader он пользуется им весьма успешно. Бэйн у Карпишина воспринимал весь остальной мир лишь как череду препятствий на пути к власти - но Дарт Вейдер неразрывно связан с Империей и буквально является воплощением Нового Порядка, эмиссаром Императора и, в общем-то, тем самым персонажем, чья "личная" музыкальная тема впоследствии стала известна как "Имперский марш". Писатель проводит своего антигероя (а с ним и читателей) по разным уголкам его новых владений: действие охватывает отдаленную Муркану, где бывшие солдаты Войн Клонов в одночасье превратились в военнопленных, сияющее сердце новой власти Корускант, бастион оппозиции и либеральных идей Алдераан и, наконец, Кашиийк, первый очаг восстания из многих.
От неудобства и осторожности к беспощадной тирании - каждое новое задание закаляет как самого Вейдера, так и его Империю. И, пожалуй, в этом развитии заключается одно из главных достоинств романа: немногие произведения столь же убедительно разбирают первые дни Нового Порядка и показывают, насколько робкими были ранние шаги неумолимой военной машины из Оригинальной Трилогии. Тем удачнее смотрятся проскакивающие время от времени цитаты и отсылки к классическим фильмам Лукаса, которые не дают читателю забыть о том, к чему действующие лица придут через 19 лет. Показывая развитие мира прежде всего через развитие протагониста, Лусено в кои-то веки избегает привычной для себя ловушки "сведения в ущерб сюжету" и не злоупотребляет экспозицией, подчас вовсе сводя повествование к обмену диалогами с минимальными описаниями локаций и мимики. В этом, кстати, тоже прослеживается определенное сходство со стилем и языком Дрю Карпишина - причем как с его прозой, так и со сценариями ролевых игр. Шутка ли, многие сцены из книги можно без труда превратить в уровни для очередного творения LucasArts, эдакую прелюдию к The Force Unleashed.
Пожалуй, Dark Lord: The Rise of Darth Vader является самым простым произведением Джеймса Лусено, но это, как ни странно, не вызывает серьезного раздражения. Гораздо больше вопросов и неудобства доставляет тот простой факт, что роман о Дарте Вейдере на удивление часто отвлекается от, собственно, Дарта Вейдера. Номинально главная сюжетная линия снова принадлежит хорошим парням - группе джедаев и контрабандистов во главе с очередным "неправильным рыцарем" Роаном Шрайном. Неизвестно, было ли это осознанное авторское решение или высочайшая воля редакторов (например, уже после завершения манускрипта издательство настояло на новом названии), но развитие положительных героев в гораздо большей степени отвлекает, нежели задает "светлый" контекст для "темной" истории. Идеализм на грани идиотизма, внезапные повороты типа "Я твоя мать", переизбыток слабо проработанных статистов и эпизодических сюжетных линий - все это смотрится довольно блекло на фоне столь сложного и неоднозначного героя-злодея. Тем удачнее, что за семь лет Лусено провел работу над ошибками и в Darth Plagueis смог сосредоточиться на исследовании зла, ничем его дополнительно не оттеняя.
Впрочем, вполне возможно, что история Шрайна на самом деле является не помехой, а необходимым мостиком в будущее, эдаким знаменем "Новой надежды". Во всех ее клише так или иначе проглядывает "тот самый" дух "Звездных войн" - удалого приключения банды отщепенцев, которая на быстроходном корабле вступает в бой с всемогущей системой - вплоть до того, что в финальном акте на сцене появляется Чубакка и занимает положенное ему место дружелюбного пилота-механика. Стало быть, сюжет Вейдера аналогичным образом имитирует драматургию "Мести ситов", где катастрофа в жизни одного героя рифмовалась с крахом всего государства. И так, балансируя между Третьим и Четвертым эпизодами, между Оригинальной Трилогией и Трилогией Приквелов Dark Lord: The Rise of Darth Vader эффектно, захватывающе и убедительно, пусть даже не всегда удачно связывает два мира в единую историю, единую вселенную. Все, как Джеймс Лусено любит.