Лукас и Филони осмелились на, пожалуй, самую дерзкую авантюру в истории The Clone Wars. Воскресить культового злодея, чья гибель была показана довольно недвусмысленно и чей образ был намеренно минималистичен и строился на холодной неизвестности, нежели всматривании в характер, - это задача не для средних умов. К счастью, подготовка к ней была проведена достаточно последовательная, чтобы "раскачать" былую монументальность и загадочность Дарта Мола. В Третьем Сезоне было обозначено его прошлое (дополненное и отчасти переписанное по сравнению с РВ), материал былых произведений о персонаже был адаптирован в
мини-антологию Райдера Уиндема, за три месяца до намеченного воскрешения вышло переиздание романа Shadow Hunter с дополнительным рассказом Restraint Джеймса Лусено, еще через месяц - переиздание новеллизации Первого Эпизода, также с бонусной историей End Game. Каждое из этих произведений постепенно погружало зрителей, стар и млад, в мировоззрение и историю рогатого убийцы. Погружало на малые глубины, все еще сохраняя некоторую дистанцию - но, наконец, в марте 2012 дилогия
Brothers/Revenge бросилась к самому дну.
Финал Четвертого Сезона The Clone Wars проникнут липкой, агрессивной и изматывающей органы чувств атмосферой ангста, где доминирующими визуальными элементами является красный туман, языки пламени и сгущенные тени. В музыке превалирует торжественно-зловещий хор, иногда сменяющийся "поскрипыванием" струнных в духе фильмов ужасов, а камера то и дело задает необычные панорамы, снятые словно из глаз паука или змея. Ключевые события разворачиваются на руинах цивилизации: на гигантской мусорной планете, жители которой сами будто собраны из кусков металлолома; на разоренном Сепаратистами Датомире, посреди трупов сестер и заброшенных дроидов; и в выжженном под корень мирном городке, чей единственный уцелевший обитатель - сломанный астромех, способный только биться о стену. Кульминация же доводит концепцию некомфортного, клаустрофобного мира до предела: в финальной дуэли между Молом, его братом, Кеноби и Вентресс слишком мало места и слишком много алых лезвий, постоянно мелькающих перед глазами и тем самым раздражающих их.
Настолько продуманного, сложного и активно вовлекаемого в повествование художественного решения в сериале, как кажется, еще не было. История и состояние персонажей раскрывается с помощью окружающего их мира даже в большей степени, чем через диалоги. Зритель фактически смотрит на Галактику глазами Дарта Мола - и видит только боль, жестокость, разорение и красное марево ненависти. И этот подход - диаметрально противоположный спокойной, детской отстраненности от зла, что сохранялась в Первом Эпизоде - позволяет понять и принять даже столь невероятное воскрешение.
При этом сильнее всего удивляет, что новый взгляд на персонажа не изменил его суть. Дарт Мол выкарабкивается с того света сквозь безумие и страдание, но после ведьмовского ритуала перековки (весьма жуткого - в очередной раз надо отдать должное работе художников) возвращается к знакомому характеру. Спокойный, сосредоточенный и расчетливый, говорящий вкрадчивым шепотом блистательного Сэма Уитвера, возрожденный сит все так же беспощаден и честолюбив. Revenge замечательно обыгрывает мотивацию Мола: он хочет отомстить Кеноби даже не за то, что тот едва не убил его, но за отнятую возможность сыграть великую роль в судьбе Галактики.
"Так война все-таки началась. Без меня." Выводя злодея из-под непосредственного подчинения всемогущему Дарту Сидиусу, The Clone Wars намного усложняет его образ: со стороны он казался бездумным инструментом власти учителя ("животным", по мнению графа Дуку в новеллизации Третьего Эпизода), но за этим фасадом находился полноправный сит, воспитанный в традициях темной стороны и точно так же стремящийся к власти - желательно, абсолютной. И теперь, за отсутствием любых внешних ограничений, у него наконец-то появляется возможность самостоятельно реализовать эти амбиции, сорваться с цепи, на которой его держали все его жизнь. Пожалуй, уже ради этого нового понимания Дарта Мола, взгляда изнутри, стоило возвращать его в "Звездные войн". Потенциал этого персонажа явно не ограничивается эффектной ролью подручного-убийцы:
"Мне было суждено стать... намного большим". И теперь Джордж Лукас и Дэйв Филони дали ему второй шанс. Спасибо им за это, от души.