Новый порядок
New Order
Новый Имперский порядок будет охранять наши важнейшие жизненные ценности. Мы защитим наши идеалы силой оружия. Мы не отступим перед врагом, мы встретим его сообща, откуда бы он ни пришёл: изнутри или извне. Пусть враг знает: Империя сокрушит любого, кто посягнёт на её благополучие.
- Палпатин, Декларация Нового порядка
Новый порядок, Новый имперский порядок или Новая эра власти – название, данное политической программе императора Палпатина, лежащей в основе идеологии Галактической Империи. Он установлен в большинстве имперских организаций (корпус штурмовиков - один из самых ярых его приверженцев) и поддерживается КОМПОНОП (Комиссией по поддержанию Нового порядка) и его могущественным партнёром ИБР (Имперским бюро расследований).
История
Начало новой имперской идеологии положила Декларация Нового порядка, в которой Палпатин объявил о создании Империи в 19 г. ДБЯ. Ранее термин "Новый порядок" использовался в КНС. Члены Совета сепаратистов называли так свою мечту о децентрализованной галактике, где уделяется особое внимание интересам промышленных корпораций. Пока неизвестно, можно ли объяснить факт использования термина "Новый порядок" и Конфедерацией, и Галактической Империей тем, что обеими ими руководил Палпатин – или это простое совпадение.
Многие в новой Империи с энтузиазмом приняли положения, обозначенные в Декларации Нового порядка, большей частью из-за того, что галактика так долго страдала от насилия. Многие сенаторы безоговорочно поддержали новое правительство, однако другие, более осторожные, предпочли выждать и понаблюдать, как оно будет справляться с управлением государством. Новая политика обещала вместо слабости – силу, вместо хаоса – порядок, вместо неопределённости – уверенность. Однако она начала терять поддержку по мере того, как возрастало авторитарное начало Империи.
С Палпатином и без него, в том или ином виде, Галактическая Империя просуществовала по крайней мере 160 лет. Такая долгая жизнь государства – отнюдь не заслуга Палпатина, поскольку созданная им империя не могла реально существовать без него. В связи с этим обязанность отыскать для Империи новый путь, дать ей новую жизнь легла на плечи других (Гилада Пеллеона, а позже – семейства Фелов), установивших "Новый порядок, обращённый к личности" (New Order with Personal Face).
Характеристика
Истоки Нового порядка
Причиной рождения Нового порядка стали просчёты Галактической Республики, сильно разбросанной и часто неэффективно исполнявшей роль посредника в спорах между своими могущественными членами. Объединение под властью сильной Империи сняло эту проблему. Империя осудила упадок и слабость Республики и установила курс на авторитаризацию и милитаризацию общества и политической культуры.
Шовинизм
Идеология Нового порядка пропитана шовинизмом, возможно, из-за лежащего в её основе милитаризма - ведь в вооружённых силах служили практически одни мужчины, мужчинами было и большинство советников Палпатина. Тем не менее, существует несколько исключений из этого правила, ярчайшее из которых – адмирал Даала.
(От составителя: Ох, чует моё сердце, этот раздел написан под влиянием ставшей притчей во языцех американской эмансипации. К тому же автор неверно толкует значение слова "шовинизм". Что такое шовинизм на самом деле, см. здесь.)
Культура
Культура Нового порядка – культура эстетики и минимализма. Подобные взгляды насаждала в галактике Лига за продвижение (Coalition for Progress) – исполнительный орган КОМПОНОП. Галактическая Империя не стала жестоко подавлять художественную культуру, так как ею интересовались высшие политические и военные круги. Тем не менее, давление Нового порядка оставило след в культуре имперского периода. Ярким примером может служить имперский дворец - высокое, похожее на крепость здание без всяких архитектурных изысков.
Ксенофобия
По сути своей Новый порядок связан с представлением о доминирующей роли человеческой расы. Не-людей редко принимали на службу официальные имперские организации. Широко распространена была политика изоляции и разделения людей и не-людей, вероятно, из-за того, что верхушка Конфедерации Независимых Систем почти полностью состояла из экзотов.
Некоторые разумные не-человеческие расы Империя фактически истребила. Известно, что государство коварно пользовалось экологическими бедствиями, чтобы уничтожать разумное население планет, или чтобы оправдать военные действия против опасных для него рас. Это позволило обратить другие не-человеческие расы в рабство и отправить их работать в шахты и на строительство Звезды Смерти. Например, вуки Чубакка был рабом Империи, пока его не освободил Хан Соло. Ещё одно изменение заключалось в том, что только людям позволялось служить в вооружённых силах (выдающимся исключением из этого правила стал гранд-адмирал Траун). До роспуска Имперского Сената представителями многих планет там были люди.
В ответ на такое отношение и попрание своих прав многие расы присоединились к Альянсу за восстановление Республики – как, например, ботаны и мон каламари.
Концепция величия человеческой культуры
Human High Culture
"Империя оправдывает свои действия превосходством человеческой расы, поэтому наша обязанность – сохранить порядок и предотвратить эксплуатацию более слабых рас. Любые действия, направленные на достижение этой цели – оправданны".
- Сунтир Фел
(Ссылка по теме. Барону Фелу бы понравилось;))
"Величие человеческой культуры" – неофициальная политика Галактической Империи, политика человекоцентризма (о человекоцентризме см. далее). В её основе лежит мнение, что человеческая раса превосходит все прочие расы. Долгое время этого мнения придерживались обитатели миров Ядра, населённых в основном людьми.
История
С прошлых времён остались и другие предрассудки, например, неприязнь к дроидам. А ущемление прав женщин распространялось и на женщин человеческой расы, которые не допускались в высшие круги имперского правительства и вооружённых сил. Правда, существовало несколько исключений – адмирал Даала (которую тайно поддерживал гранд-мофф Таркин), адмирал Битл Окстроу и директор разведуправления Исанн Айсард.
Такое несовпадение со стандартами доктрины "величия человеческой культуры" получило название Non-huMan. (От составителя: Здесь игра слов, которую я не буду переводить. Non-huMan – концепция ущемления прав женщин и не-людей. Перевод этого слова в книге "Разбойная эскадрилья" (не-нечеловек) не совсем верен.)
Во времена становления Галактической Империи на Корусканте существовало несколько общественных группировок, которые защищали концепцию о превосходстве человека и впоследствии влились в КОМПОНОП. Их взгляды были аналогичны воззрениям создателей новой идеологии, таких как Крея Вандрон, Ишрин-ил-Раз и Сейт Пестаж (эти имена должны быть вам знакомы, если вы следите за голоновостями).
Основное положение теории "величия человеческой культуры" заключается а том, что в действительности люди – единственные члены любого общества, обладающие разумом и приносящие пользу. Оно опирается на то, что люди создали и долгое время возглавляли Галактическую Республику, а населённые людьми миры Ядра – одни из самых древних, богатых и развитых в галактике.
Когда были отменены Права личности (Rights of Sentience, о них см. ниже) и приняты новые акты, все не-люди по существу стали гражданами второго сорта (если вообще остались гражданами). Вновь было легализовано рабство - на него смотрели сквозь пальцы, если рабами становились экзоты. Во времена Нового порядка ценность имела лишь человеческая культура, поэтому благоприятные условия для создания, ознакомления и распространения предоставлялись лишь "чистым" (т.е. созданным исключительно людьми без помощи не-людей) произведениям искусства (таким как оперы, голодрамы, книги и т.д.). Присутствие не-людей "активно не приветствовалось" в правительстве и имперских вооружённых силах, а управлять планетами и секторами, населёнными экзотами, были назначены моффы и губернаторы человеческой расы. Тем не менее, такое препятствие можно было обойти, хоть это и было непросто: если не-человек был всецело предан императору Палпатину и сосредоточен исключительно на служении его Империи, его оставляли в покое и позволяли заниматься своим делом (на благо Империи, конечно). И, похоже, такие поблажки делались лишь представителям тех не-человеческих рас, которые внешне похожи на людей. Примерами подобной терпимости могут служить гранд-адмирал Траун и гранд-мофф Бертрофф Хисса (это персонаж книжной серии "Принц-джедай" - прим. сост.).
Весьма спорным является предположение, что корни отвращения Палпатина к не-людям можно найти в традиционно враждебных отношениях между людьми и гунганами, обитавшими на Набу, родной планете императора. Существуют также свидетельства, позволяющие предположить, что Палпатин вовсе не питал слепой ненависти к представителям других рас. Он свободно общался с чагрианом Мас Амеддой и умбаранкой Слай Мур, а также взял себе в ученики забрака Дарта Мола. Следуя этой точке зрения, можно предположить, что Палпатин (Сидиус) просто использовал ксенофобию, чтобы разобщить обитателей галактики и укрепить свою власть. Кроме того, одна из самых известных жестокостей Палпатина – уничтожение Алдераана, а ведь этот мир населяли преимущественно люди.
Однако, с другой стороны, разве не Палпатин подвёл множество экзотов под удар, и разве не его манипуляции в конечном итоге привели их к гибели? Такую версию могут поддержать многие поступки Палпатина, и один из самых известных – инцидент на Эриаду, когда в ходе покушения погибли люди, составлявшие большинство в директорате Торговой Федерации, а их место заняли неймодианцы (об этом рассказывается в книге Д. Лусено "Под покровом лжи" - прим. сост.). Причём эта коварная провокация приблизила его самого к посту Верховного канцлера и позволила подготовить почву для Войн клонов, которые, в свою очередь, окончились установлением Империи. Затем он круто сменил политику и объявил экзотов врагами – ведь Совет сепаратистов почти полностью состоял из чужаков, если не считать графа Дуку. Это привело к тому, что люди заняли господствующее положение. Опять же, такой ход мог быть как продуманной политической игрой с целью посеять разногласия между расами, так и актом изощрённой личной мести.
Прежний ученик Дарта Сидиуса, граф Дуку, несомненно, тоже был ярым сторонником господства человеческой расы. Он мечтал, что Республика трансформируется в Империю Человека, на страже которой будут стоять ситхи. Возможно, к человекоцентризму граф пришёл уже в конце жизни, когда объединился с Сидиусом, поскольку в юности у него были друзья, принадлежащие к иным расам, и трудно поверить, что он семьдесят лет мог скрывать свою неприязнь к экзотам от джедаев. Многие отборные тёмные последователи Дуку также не принадлежали к человеческой расе, а сам он, похоже, с почтением относился к джеонозианскому архигерцогу Погглю Малому.
Концепцию "величия человеческой культуры" силой насаждали в Империи такие организации, как Лига за продвижение, Имперский совет по культуре и различные молодёжные организации.
В Новой Республике также сохранились взгляды, соответствующие представлению о "величии человеческой культуры". Спустя несколько лет после падения Империи их поддерживали радикальные организации, например, кореллианская Лига Человека. В то же время адмирал Даала сильно ослабила позиции "величия человеческой культуры" в Осколке Империи, позволив не-людям служить в имперской армии. Официально об этом не заявлялось, но можно рискнуть и предположить, что вследствие такой политики концепцию "превосходства человеческой культуры" заменила концепция соблюдения прав личности.
За кадром
Существует мнение, что доктрина о "величии человеческой культуры" проводит параллель между Империей и нацистской Германией. Готовность Палпатина/Сидиуса работать с не-людьми, если в этом возникнет необходимость, можно сравнить с отношением нацистской верхушки к не-арийцам: если они не были оголтелыми фанатиками, то относились к представителям других народов без ненависти и считали, что из антигерманских настроений надо извлекать пользу – хотя в некоторых случаях это было даже хуже. Имперские молодёжные организации напоминают фашистские организации молодёжи, существующие в реальном мире.
Тот факт, что все политики и военные в оригинальной трилогии – люди, очевиден, но этому существует и другое, более популярное объяснение. Он объясняется ограниченностью средств и недостатком внимания к чужакам в оригинальной трилогии, тогда как в приквелах их множество – потому что у Лукаса появились деньги и новые возможности для создания спецэффектов.
Человекоцентризм
Humanocentrism
"Вы зовёте нас экзотами, а принцесса употребляет слово "не-человек". Но почему вы должны решать, как нам зваться, и почему нас надо сравнивать с вами?"
Борск Фей'лиа – Доман Берусс
Человекоцентризм – стремление смотреть на галактику с позиций человеческого большинства.
История
Человекоцентризм не так агрессивен, как концепция "величия человеческой культуры", однако он распространён повсюду и во многих случаях подобных взглядов придерживаются неосознанно. Он заставляет людей использовать термин "инородец", говоря о не-человеческих расах, и в некоторых случаях склоняться к расизму по отношению к не-людям. А само слово "человекоцентризм" часто является синонимом некоей разновидности расизма.
Радикальные человекоцентристы отмечают тот факт, что люди основали Галактическую Республику, Галактическую Империю, Альянс повстанцев и Новую Республику, что многие из известных галактических военных лидеров и героев были людьми, что почти все миры Ядра открыты и заселены людьми, а галактическая столица Корускант, по общему мнению, родина человечества.
Несмотря на то, что формально человекоцентризм был объявлен вне закона статьёй Галактической Конституции о правах личности, он продолжал оказывать существенное влияние на жизнь Старой Республики. Компании, возглавляемые людьми, вроде корпорации "Черка" ("Кзеркас") (фирма-производитель вооружения) порабощали целые не-человеческие расы, а некоторые планеты (например, Тарис) оставляли для людей лучшие области, а не-людей вынуждали селиться в гетто. Рабы в галактике в основном были экзотами.
Несмотря на то, что подобные нарушения имели место в областях, где у Республики почти не было влияния (например, во Внешнем кольце) или вообще не было влияния (например, в секторе Сенекс), подобное случалось и там, где влияние Республики было как нигде велико. Примером может служить аллея Миров-основателей (в книге "Под покровом лжи" названа аллеей Первопроходцев), ведущая к зданию Сената на Корусканте. Вдоль неё стоят тридцатиметровые статуи, символизирующие миры-основатели Галактической Республики. Все они изображают гуманоидов (поскольку миры-основатели в основном населены людьми), поэтому многие сенаторы из Срединного и Внешнего кольца, где преобладают экзоты, находят их тенденциозными и отталкивающими, едва ли не расистскими. (К слову сказать, сенатор Палпатин считал, что статуи на аллее Миров-основателей следует разнообразить, однако после избрания на пост Верховного канцлера он не стал осуществлять эту идею.)
К моменту начала Войн клонов в республиканском правительстве ещё велись тяжбы, касающиеся ущемления прав экзотов, но в ходе войны они были быстро прекращены. Под влиянием сенатора Ранульфа Таркина движение сторонников войны в Галактическом Сенате неофициально сделало своим лозунгом человекоцентризм, хотя во время сепаратистского кризиса придерживалось совсем другой идеологии, да и среди сенаторов-сторонников военных действий было немало не-людей.
Войны клонов только ухудшили отношения между людьми и экзотами, поскольку Республикой руководили люди, а в Конфедерации Независимых Систем преобладали экзоты, несмотря на то, что её политический лидер, граф Дуку, был человеком. Это послужило поводом для создания в Республике прочеловеческих группировок, включая и Комиссию по сохранению Республики (КОМСОР), которая, надавив на главу корускантского Министерства прав доступа Тэннона Пражи, добилась высылки из столицы представителей всех рас, чьи миры присоединились к КНС; а также Республиканского молодёжного отряда.
Идея человекоцентризма превратились в идеал Галактической Империи – "величие человеческой культуры", а за ним последовали геноцид и рабство. После падения Империи носителем этих идей во времена Новой Республики стала Лига Человека.
Права личности
Rights of Sentience
Права личности – одна из самых известных статей Галактической Конституции. Она направлена против расизма; в ней изложены права, которыми обладали все граждане Старой Республики. В частности, в Конституции провозглашалось:
- Официальное запрещение рабства.
- Равенство всех разумных форм жизни перед законом.
- Все граждане Республики обладают правами, закреплёнными в Конституции, включая право голоса, право на личную неприкосновенность и т.д.
Когда Конституция создавалась (примерно в 25 000 г. ДБЯ), декларация прав личности была самой радикальной из её статей. Тем не менее, Республика была вынуждена осуществлять эти права, особенно в дальних регионах. При Новом порядке их заменила концепция "превосходства человеческой культуры". Права личности восстановили, когда была принята Общественная Хартия (Конституция) Новой Республики. Можно предположить, что после того, как политика адмирала Даалы свела на нет позицию "превосходства человеческой культуры", статья о правах личности была включена и в Имперскую Хартию (Конституцию).
За кадром
Декларация прав личности сходна с Великой хартией вольностей или английским Биллем о правах. Предполагая, что Галактическая Конституция во многом похожа на Конституцию США, можно допустить, что права личности – это звёздновойновский эквивалент американского Билля о правах (первых десяти поправок к Конституции США).
По материалам Вукипедии