Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )

 
ОтветитьНовая тема
> Рецензия на A New Dawn Джона Джексона Миллера, ...да ночкой лунною
сообщение 28.10.2015, 15:40
Сообщение #1


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9



…да ночкой лунною

Рецензия на A New Dawn Джона Джексона Миллера


Автор: Джон Джексон Миллер
Художник: Дуглас Уитли
Издательство: Del Rey
Дата выхода: 2 сентября 2014
Время действия: 11 ДБЯ

Автор рецензии:

Джону Джексону Миллеру не позавидуешь. Да, его писательская карьера удалась на славу: всего за десять лет работы во вселенной "Звездных войн" он создал выдающуюся комикс-серию "Рыцари Старой Республики", осуществил два смелых кросс-форматных проекта Lost Tribe of the Sith и Knight Errant, а в довершение написал "Кеноби" – один из лучших романов Расширенной Вселенной за все годы ее существования. Но надо же было такому случиться, что в четвертой его книге на плечи Миллера легла совершенно неожиданная и тем более тяжелая ответственность. A New Dawn, ни много ни мало, выпала честь открыть следующую эпоху в истории ЗВ-произведений, буквально стать ее «новым рассветом»!

А ведь в начале 2014 роман-приквел мультсериала "Повстанцы" ни на что подобное не замахивался и проходил под куда менее претенциозным – и, кстати, более уместным – рабочим названием Rogue Elements ("Чужеродные элементы"). Но апрельcкая деканонизация Расширенной Вселенной и ее реформирование под брендом "легенд" смешали все карты. Немудрено, что некоторые фанаты оказались в замешательстве: как же так, ведь они-то надеялись на литературную бомбу, по мощности эквивалентную Трилогии Трауна, которой писатель Тимоти Зан в 1991 году фактически положил начало РВ в ее современном понимании! Как ни посмотри, A New Dawn по своему масштабу и амбициям гораздо скромнее. Горстка еще-не-повстанцев пытается предотвратить экологическую катастрофу в одной-единственной звездной системе – ну разве такие истории (пере)запускают эпохи?

Шутка в том, что у фанатов изначально сбился прицел. Истинный флагман нового Канона – эпичный, зрелищный, грандиозный по замыслу и напрямую продолжающий оригинальную киносагу Джорджа Лукаса – был объявлен задолго до легендаризации, и называется он "Эпизод VII: Пробуждение Силы". Роман Миллера же скорее наследует традициям серии Coruscant Nights Майкла Ривза. В A New Dawn заметно то же стремление к камерности действия, та же неторопливо развивающаяся интрига, тот же акцент на взаимоотношениях персонажей, нежели на эффектных сражениях и/или заговорах галактического значения. Даже центральный состав персонажей подозрительно схожий: грубоватый бывший джедай, старающийся залечь на дно после Приказа 66, его очаровательная боевая подруга-тви’лек, робкая, но умелая суллустианка, а также еще один герой – эксцентричный, полный сюрпризов и к концу книги гарантированно становящийся любимцем всех читателей. Впрочем, об этом чуть позднее.

Показательно, что в своем романе Миллеру удается избежать многих ошибок Ривза. В то время как цикл Coruscant Nights регулярно страдал от избытка сюжетных линий и зачастую не мог найти применения всем заявленным действующим лицам, повествование A New Dawn выстроено намного более изящно. Все – ну или почти все – развешанные по стенам ружья в нужный момент стреляют. Каждое действие эхом отдается через всю книгу. Эпизодические персонажи не задерживаются, исполняют свои сюжетные функции и тут же отступают на второй план. Наконец, наиболее "рентабельных" героев из фильмов автор мудро оставляет за кадром. Тот же Дарт Вейдер в трилогии Ривза долгое время топтался на периферии истории и никак не тянул на роль главного злодея. Антагонист A New Dawn, напротив, в каждом своем появлении активно влияет на ход сюжета, и неизменно производит должный жутковатый эффект.


Ну да нет секрета в том, что яркие персонажи – это авторский конек Джона Джексона Миллера, и для своего нового романа он собрал весьма впечатляющую команду. Разумеется, во главе угла стоят герои "Повстанцев": экс-джедай Кейнан Джаррус и бравый пилот Гера Синдулла. Действие A New Dawn разворачивается за несколько лет до Первого Сезона мультсериала, будущие борцы за свободу еще молоды и впервые встречают друг друга. Как и положено, писатель постоянно обыгрывает тот факт, что поначалу в этом союзе никто не заинтересован. Кейнан перебивается с одной черной работы на другую, по вечерам от души прикладывается к бутылке и ни к кому старается не привязываться, хотя в глубине души, конечно, тоскует по дружеской поддержке и близости – всему тому, чего он лишился с уничтожением Ордена Джедаев. Гера, тем временем, пока только проводит разведку, в приблудных горе-революционерах не нуждается и ни о каком вооруженном сопротивлении Империи даже не помышляет, справедливо полагая, что на данном этапе массовой поддержки народа она не получит. От самоотверженных, но неорганизованных и потому обреченных групп диссидентов до полноценного Альянса Повстанцев путь неблизкий – и этот мотив, кстати, красной нитью проходит через все произведения нового Канона, действие которых разворачивается в Темные Времена.

События в основном показаны глазами Кейнана, в то время как прошлое и мотивации Геры автор намеренно оставляет под покровом тайны – мол, это одна из тех историй, которые лучше оставить на откуп мультсериалу. Впрочем, недостаток информации о "чужом" персонаже автор с лихвой компенсирует собственными оригинальными героями, каждый из которых по-своему иллюстрирует один из центральных вопросов A New Dawn: как живется рядовым гражданам Империи на пике ее могущества?

У инвалида-подрывника Скелли, ветерана Войны Клонов, на этот счет свое мнение, приправленное изрядной долей паранойи. Во всех своих бедах он винит корпорации и верит, что уж если кому и под силу их обуздать, так это имперским чиновникам – просто они еще не знают о преступлениях коварных промышленников, но если намекнуть им и устроить показательный взрыв!..

Суллустианка средних лет Залуна, напротив, ведет тихую жизнь конторской крысы, поливает цветочки и руководит коммерческой службой наблюдения, которую мало-помалу подминает под себя новая власть. Для нее будто бы ничего не изменилось: до войны различные компании вели слежку друг за другом, затем Республика пользовалась ее услугами для защиты своих граждан, теперь же она действует "в интересах государства". Лейблы меняются, работа остается прежней, а кушать все равно нужно.

Схожее мировоззрение разделяет и большинство персонажей второго плана – горняки, хозяева кантин и менеджеры всех уровней. Миллер очень точно и подробно показывает, что никто поначалу не ощущает на себе какого-то невыносимого гнета диктатуры Империи. В головах обывателей все инциденты и проявления бесчеловечной жестокости со стороны власти еще не выстроились в какую-то общую систему, а носят единичный характер. Ну повязали за неосторожное слово коллегу по работе, ну расстреляли поврежденный грузовоз, осмелившийся задерживать движение конвоя, ну убили неэффективного начальника – да кто вообще считает этих начальников!

На этом фоне тем более любопытно представлены персонажи-имперцы – в особенности, молодой капитан Звездного Разрушителя Рэй Слоун, становление которой происходило уже при Новом Порядке. Она искренне верит в идеалы Империи и потому вполне прагматично относится к жестоким мерам, если они помогают достичь нужных результатов. Она не садист и не маньяк, и излишняя кровожадность подчиненных ("а давайте взорвем луну и посмотрим, что будет!") ее только отталкивает. В то же время она не видит ничего дурного в том, чтобы работать на садистов и маньяков ради собственного продвижения по карьерной лестнице. Такой вот тоталитаризм с человеческим лицом – по-своему симпатичный, надо сказать. Неудивительно, что всего за год после своего первого появления офицер Слоун стала одним из самых популярных оригинальных персонажей нового Канона и благополучно перешла в пост-эндорскую эпоху. Тем интереснее будет наблюдать за ее дальнейшим развитием.


Но все же не ей отдана главная отрицательная партия A New Dawn – это знамя гордо несет граф Видиан, персональный советник Императора по вопросам корпоративной эффективности, который кнутом и пряником мотивирует "ленивых рабочих" по всей Галактике. Как и следовало ожидать, в этом образе Миллер старается выйти за привычные рамки опереточных ЗВ-злодеев: у Видиана есть своя продуманная мотивация, не самая банальная биография и немало эффектных сцен. В конце концов, немногие могут столкнуть свою жертву в резервуар с кислотой, а затем хладнокровно сообщить ей: "Давай уже, разлагайся скорее!"

Однако, несмотря на все усилия автора, граф активно сопротивляется тому, чтобы стать по-настоящему многогранным и оригинальным антагонистом. Отчасти этому мешает его внешность: Видиан, будучи непобедимым и высокофункциональным киборгом, с первых же страниц напоминает не только о главном человеке-машине всея «Звездных войн» Дарте Вейдере, но и о целой россыпи фантастических злых роботов – от Терминатора до Альтрона. К тому же, персонажу определенно не идет на пользу то, как по ходу сюжета Миллер все ближе подводит его к откровенному безумию. Императору и Вейдеру в Lords of the Sith можно было сопереживать - их зло несло почти мистический характер. Мофф Таркин в одноименном романе Джеймса Лусено был безжалостным, но практичным офицером. Видиан же к концу романа окончательно теряет адекватное восприятие реальности; и в этом видится не столько естественное развитие персонажа, сколько авторское упрощение конфликта.

Еще одним слабым местом A New Dawn является его мир. Спору нет, с астрономической точки зрения планета Горса и ее луна Цинда - редкость по меркам "Звездных войн". Согласно книге, их взаимное расположение создало столь хитрую (но, кстати, вполне допустимую в реальной физике) гравитационную связь, что одна половина поверхности Горсы всегда повернута к солнцу и потому необитаема, а на второй царит вечная ночь. Любопытный курьез, но в одиночку он никак не способен компенсировать вопиющую культурную бедность и однородность планеты, которая по сути является одним большим шахтерским поселением. Даже Татуин с его минималистичным сеттингом Миллер в своем предыдущем романе "Кеноби" разрабатывал на полную, тасуя город и окраины, фермы и хижины тускенов. Что уж говорить о ранее проведенном сравнении с серией Coruscant Nights, которое, увы, в этом конкретном аспекте явно складывается не в пользу A New Dawn. Скудный быт Горсы-Цинды попросту не способен тянуть на себе объем полноценного приключенческого романа - а вся остальная Галактика по сути остается за кадром.

И это ощущение общей изолированности книги от вселенной "Звездных войн", пожалуй, настораживает в ней больше всего. Да, Миллер свободно пользуется наработанным до него арсеналом организаций, рас и технологий. Да, он даже неоднократно делает в тексте отсылки к ряду "легендарных" произведений - в первую очередь, своим собственным. Да, A New Dawn вообще-то напрямую сюжетно связана с мультсериалом "Повстанцы" - казалось бы, какая уж тут изолированность! Но факт остается фактом: слишком часто мир и события в романе кажутся слишком маленькими и незначительными, а сам он - недостаточно амбициозным. Как тут не вспомнить еще раз "Кеноби", где вроде бы аскетичное повествование на самом деле выводило читателя к поистине эпическому контексту, в котором сходились образы и мотивы двух кинотрилогий, двух эпох.

Разумеется, можно возразить: так, мол, и задумано. Миллер сам признает, что драматургию A New Dawn он намеренно старался выстроить таким образом, чтобы действия Кейнана и Геры оставались незамеченными. Империя ни при каких обстоятельствах не должна воспринимать их героизм как серьезную угрозу - тем более, как открытый мятеж - ведь иначе пропадает смысл в событиях "Повстанцев". С поставленной перед собой задачей автор справляется и в каждом случае прямого столкновения протагонистов и злодеев находит остроумный способ "перевести стрелки" на озлобленных мужей или конкурирующие корпорации. Более того, в финале писатель с виртуозной иронией выворачивает историю так, что победу над Империей одерживает... сама Империя! Истинно миллеровский трюк, достойный лучших комбинаций Зейна и Грифа.

Другое дело, что в тех же "Рыцарях Старой Республики" истории такого калибра были уделом второстепенных арок. Новый роман и вправду скорее воспринимается не столько как самостоятельное произведение, сколько как не слишком важный сюжет-филлер из гипотетического комикса о ранних приключениях героев "Повстанцев". В таком формате и ощущение изолированности пропало бы, и излишняя прямолинейность сюжета оказалась бы уместной, и недостаток неожиданных поворотов был бы оправдан подготовкой к будущим сюрпризам. Впрочем, на это можно взглянуть и под другим углом: представленные в A New Dawn герои достаточно интересны, чтобы к ним хотелось вернуться в дальнейшем - и, кто знает, возможно, в будущем такая возможность будет и у нас, и у самого писателя. Как не раз убеждали читателей последние страницы комиксов Джона Джексона Миллера, "Все только начинается!"
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 28.10.2015, 15:45
Сообщение #2


Be Kind, Rewind


Группа: Админы
Сообщений: 15424
Регистрация: 8.9.2005
Пользователь №: 525
Награды: 4



Цитата
Еще одним слабым местом A New Dawn является его мир. Спору нет, с астрономической точки зрения планета Горса и ее луна Цинда - редкость по меркам "Звездных войн". Согласно книге, их взаимное расположение создало столь хитрую (но, кстати, вполне допустимую в реальной физике) гравитационную связь, что одна половина поверхности Горсы всегда повернута к солнцу и потому необитаема, а на второй царит вечная ночь. Любопытный курьез, но в одиночку он никак не способен компенсировать вопиющую культурную бедность и однородность планеты, которая по сути является одним большим шахтерским поселением. Даже Татуин с его минималистичным сеттингом Миллер в своем предыдущем романе "Кеноби" разрабатывал на полную, тасуя город и окраины, фермы и хижины тускенов. Что уж говорить о ранее проведенном сравнении с серией Coruscant Nights, которое, увы, в этом конкретном аспекте явно складывается не в пользу A New Dawn. Скудный быт Горсы-Цинды попросту не способен тянуть на себе объем полноценного приключенческого романа - а вся остальная Галактика по сути остается за кадром.

И это ощущение общей изолированности книги от вселенной "Звездных войн", пожалуй, настораживает в ней больше всего. Да, Миллер свободно пользуется наработанным до него арсеналом организаций, рас и технологий. Да, он даже неоднократно делает в тексте отсылки к ряду "легендарных" произведений - в первую очередь, своим собственным. Да, A New Dawn вообще-то напрямую сюжетно связана с мультсериалом "Повстанцы" - казалось бы, какая уж тут изолированность! Но факт остается фактом: слишком часто мир и события в романе кажутся слишком маленькими и незначительными, а сам он - недостаточно амбициозным. Как тут не вспомнить еще раз "Кеноби", где вроде бы аскетичное повествование на самом деле выводило читателя к поистине эпическому контексту, в котором сходились образы и мотивы двух кинотрилогий, двух эпох.

Напомнило


--------------------
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 28.10.2015, 17:55
Сообщение #3


I find your lack of faith disturbing.
Иконка группы

Группа: Участники
Сообщений: 2913
Регистрация: 4.1.2015
Пользователь №: 25631

Предупреждения:
(0%) -----


Спасибо за статью clap.gif Вряд ли в ближайшее время буду читать "Новый рассвет". Тут должна наконец таки подоспеть Азбука, да и еще скорее всего буду добивать путешествие к пробуждению силы.


--------------------
.....___.......
..../ <>\......
.._|____|_....
.|_|===|_|...
.|_|_ 0 _|_|...
..||__0__||....
..||__*__||....
.|~\____/~|...
./=\./=\../=\...
_[_]_[_]_[_]__
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 28.10.2015, 22:10
Сообщение #4


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9



Цитата(Dhani @ 28.10.2015, 14:45) *
Напомнило

В ближайшие пару месяцев доберусь, сравню smile.gif

Цитата(Igrok 1 @ 28.10.2015, 16:55) *
Спасибо за статью clap.gif

Всегда пожалуйста!


--------------------
"Невинный блаженец" © D.G.

Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата

ОтветитьНовая тема
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 




RSS Текстовая версия Сейчас: 28.3.2024, 14:24

Яндекс.Метрика