Версия для печати темы

Нажмите сюда для просмотра этой темы в обычном формате

Jedi Council _ Игры _ Серия Super Star Wars (SNES, 1992-1994)

Автор: Таркин 28.6.2016, 23:36



Предыстория


Видеоигры по киносерии «Звёздных войн» появились ещё в начале 1980-х на платформе Atari, и игровой процесс, как и философия игры, несколько отличались от теперешней. Появившись перед самым кризисом видеоигровой индустрии 1983 года, они ещё не имели привычных нам чётко очерченных персонажей и сюжета (всю эту роскошь принёс с собой итальянский водопроводчик, изменивший концепцию видеоигр и тем спасший игровую индустрию от краха). Потому и первые ЗВ-игры были бесхитростны, представляя собой чистый геймплей: если космосимулятор или аркада вопросов не вызывали, то в случае с игрой Jedi Arena неискушённый игрок и вовсе рисковал не понять, что перед ним тренировочный дроид и два световых меча и что с этим всем надо делать.


Да, это арена джедаев


Однако привычный для нас вид игры по «Звёздным войнам» обрели совсем поздно: только в начале 1990-х. В 1991-м выходит игра «Star Wars» для нескольких платформ, среди которых NES (Nintendo Entertainment System в Северной Америке и Европе, Famicom в Японии; её клон известен в наших краях как «Денди») и малоизвестная у нас Sega Master System (8-битная предшественница знаменитого 16-битного «Мегадрайва», по всем характеристикам с отрывом превосходившая свою соперницу – такую же 8-битную NES – но не получившая такой известности). Это была уже попытка создать полноценную адаптацию фильма в виде игры, но то ли тогдашние принципы создания игр были такими, то ли авторское видение било фонтаном, а может и ресурсов не хватило – кое-где восьмибитные «Звёздные войны» выглядят как нечто созданное по общим мотивам кинофильма (хотя и ценные находки были, вроде выборочной игры за Люка, Хана, Лею и прочих героев на поздних этапах).

К счастью, игра, заслужившая имя полноценной игровой адаптации «Звёздных войн», не заставила себя долго ждать: уже в 1992 году Sculptured Software и Lucas Arts выпускают римейк упомянутой восьмибитной игры и нарекают его Super Star Wars. Под пищание звукового процессора, старательно выводившего академическую музыку Уильямса, началась новая значимая эпоха в истории видеоигр и франшизы «Звёздные Войны».

Super Star Wars (SNES, 1992)



Первая часть будущей трилогии брала на себя нелёгкую миссию: на 16-битной консоли произвести впечатление если не фильма, то его как можно более полного отображения. Элемент, с первых же секунд создающий поистине ЗВ-шную атмосферу – звук (являвшийся одной из сильнейших сторон Super Nintendo – по сравнению с 16-битной Sega Megadrive нинтендовский звуковой процессор выдавал практически настоящую музыку). Был сделан упор на как можно более полное воспроизведение киношного саундтека и это, принципе, удалось. Дополнялся эффект и близким воспроизведением узнаваемых звуков из фильмов (к примеру, рычание Чубакки и дыхание Вейдера в первой игре, верещание R2D2 во второй).

Воплощение классических Звёздных Войн в цифровом мире не могло не быть аркадой (как и предыдущие ЗВ-игры), сохраняя атмосферу живого действия, боевой настрой и постоянное напряжение, заставлявшие игрока вовсю оживлять свою реакцию (и уповать на Силу). Что ж, сложность этой игры была и вправду высока, зато в неинтересности и вялости геймплей упрекнуть никак нельзя! Двигаться по уровню придётся быстро: противники на уровне бесконечны и восстанавливаются за доли секунды – каждая убитая вами мелкая тварь будет тотчас заменена такой же. Соответствие сюжету фильма полностью не соблюдено, но это, пожалуй, не минус – дух Далёкой галактики от этого никак не страдает. И мы с чистой совестью можем убить сарлака уже в конце первого уровня, штурмовать краулер, вооружившись одним бластером, на спидере устроить баталию с оборзевшими джавами, а в обличии Чубакки разнести в пыль маргиналов из кантины (под весёлую музыку Модальных Узлов, конечно же).


Геноцид в кантине. Босс, кстати, заимствован из голошахмат


Уровень графики соответствует лучшим достижениям своей 16-битной эпохи. Супер Нинтендо, в принципе, и здесь была априори сильнее любимого многими Мегадрайва (но и на рынке появилась позже). Стоит заметить, что разработчики пытались отдалить стиль игры от совсем уж мультяшного (так, спрайты персонажей должны были иметь чёрную обводку, от чего при создании игры, в конце концов, отказались). В упомянутом уже уровне со смертельными гонками на спидере использован знаменитый Mode 7 – один из популярных тогда псевдотрёхмерных режимов, создававший иллюзию движения на открытой местности. В том же режиме реализована и первая часть полёта на крестокрыле над в Звездой Смерти – в дальнейшем же мы громим имперцев уже в режиме от первого лица. В целом, графика и звук в игре настолько хороши для своего времени и своей платформы, что и неясно – сокрушаться ли о том, что порта этой серии на Мегадрайв так и не было, даже пиратского? Лучше бы не сделали, а вот любой ущерб такой красоте заставлял бы жалеть. В разработке была даже PC-версия, в которой качество графики и звука должно было бы ещё возрасти, но в 1995 проект был закрыт Lucas Arts, а наработки так и не были официально обнародованы.


Летаем в Mode 7. Я твоя Звезда Смерти лазер шатал


Однако данный шедевр не мог не обрести вторую жизнь: в 2009 году игра была портирована на Virtual Console, а в 2015 на PlayStation 4 и PS Vita (как и последующие части серии).


Super Star Wars: The Empire Strikes Back (1993)





Тем временем игровая адаптация кинофильма стала вслед за оригиналом уверенно обрастать сиквелами, становясь трилогией. Появившаяся уже в следующем году игра с несколько забавным названием Super Empire Strikes Back не стала далеко отходить от принципов и приёмов первой части, оставшись такой же красиво и качественно сделанной аркадой с высоким уровнем сложности. Некоторые логичные изменения геймплей всё же ощутил: так, наши игровые персонажи получают теперь уже два вида оружия – основное и дополнительное. Ну и, в конце концов, куда Люку-то по Хоту бегать без лайтсейбера? Точнее, прыгать: наш протагонист получает весьма удобную способность двойного прыжка, и боевая хореография у Люка уже похожа на оную у мастера Йоды в приквельной трилогии (тогда ещё неснятой). Обновлены также были боевые способности Чубакки и Хана Соло – последний наконец получил в свой арсенал гранаты.



Жаль, что Duel of the Fates тогда не было


Высокая сложность и ещё не очень разработанная на консолях техника сохранения игры привели к тому, что в The Empire Strikes Back используется система паролей: пройдя определённый уровень, игрок получал кодовую комбинацию, введя которую, можно было загрузить игру на том самом моменте, где был получен пароль. Проходить же всю игру заново было бы чистым издевательством над игроком.

Имитация трёхмерности здесь, опять же, наследует предыдущей игре; Mode 7 используется в сцене битвы за Хот и полёте над Беспином. Планировался также аналогичный уровень в астероидном поле, но он был вырезан из-за ограниченного объёма памяти на картридже.

С этой игрой связана история одного умного и везучего фаната: в 1992 году игровой журнал Electronic Gaming Monthly проводил среди читателей викторину, где главным призом было размещение лица победителя в будущей игре. Счастливчиком оказался Jeff Crosno, попавший в кат-сцену на Хоте.


Супер Джефф нанесёт ответный удар Супер Империи




Super Star Wars: Return of the Jedi (1994-1995)





Наконец, пришло время завершить трилогию и супервернуть суперджедая в супергалактику. Заключительная игра вышла в 1994 году в Северной Америке и в 1995 в Европе и Японии, ей же первой из трилогии повезло быть адаптированной для портативных консолей (или не повезло из-за связанного с таким портом даунгрейда).

Не уходя далеко от геймплея предыдущих частей, игра радует расширением списка игровых персонажей – к боевой компании окончательно присоединяется Лея (которая, к тому же, меняет стиль игры и вооружение от одного своего уровня к другому) и, конечно, нельзя было обойтись без лукасовской изюминки финального эпизода – мимимишки Уикета. Способности Люка, наоборот, сократились.

Одна из самых заметных и известных особенностей игры – так называемый «блестящий неканон» в финале. Нам придётся схлестнуться не только с Вейдером, но и с самим Императором, который плевал на сценарий и просто так сбрасываться в шахту никак не захотел. Придётся Люку самому добивать Палыча. И победить, предварительно убив отца. Видимо, не вынесла душа джедая, пал наш протагонист на Тёмную сторону.



Люку и Палычу плевать на канон. Они же фильм не смотрели



Общее впечатление.


Автору этих строк было бы очень затруднительно излагать впечатление и мнение от данной серии по отдельных эпизодам: всё-таки они выглядят как целостное произведение. Стиль игры, общие принципы, отношение к оригинальным фильмам и атмосфера, в принципе, одни и те же. Из плюсов назову, конечно, упомянутые уже звук и графику – сейчас уже ничем не удивляют, но, сравнивая с более привычной для многих 16-битной сегой, трудно не восхититься возможностями нинтендовской машинки.

Атмосфера, созданная не в последнюю очередь любовно воспроизведённым саундтреком из фильма, с первых секунд поглощает игрока полностью, словно татуинские пески. Играющие на уровнях темы вроде имперского марша или музыки из вырезанного из фильма эпизода с вомпой на базе повстанцев не надоедают, даже будучи прослушанными пятьсот раз. Не оставляют равнодушными уже упомянутые приятные мелочи вроде голоса Чубакки или визжания дроидов, и даже музыка в катсценах создаёт ощущения тревоги и экшна – и плевать, что бит всего 16 и ГРАФОНА нет, атмосфера Звёздных Войн воссоздана на все сто.

Даже сюжетные вольности не выглядят высосанными из пальца – без них обойтись нельзя было, да и легко можно себе представить, что все эти чересчур геройские похождения Люка лишь сказка на ночь, рассказанная им собственным детям. «Папа, а ты дедушку убил ради Светлой стороны?»


Люк прощается с отцом. Зарубленным собственноручно


Единственный минус, который придётся упомянуть – слишком высокая сложность. Даже если спасовать и в опциях выбрать EASY, попотеть придётся изрядно. Автор этих строк может и субъективен, и как игрок не хорош, но знакомясь с пересказом саги в виде игры, хочется всё-таки продвигаться по её динамичному сюжету несколько скорее, а не убивая нервы, пальцы и джойстик (либо клавиатуру). Хотя хардкорщикам понравится и, может, ещё и легкотнёй покажется.

Таким образом, вердикт следующий: ничего никому не навязывая, не скажу, что эти игры обязан знать каждый фанат, но стоит ознакомиться либо просто обратить внимание на одну из интересных страниц в истории «Звёздных войн» и одну из лучших 16-битных игр в истории.


Источники и благодарности


В статье использованы материалы из англоязычной Википедии и некоторые изображения из статьи https://thearcadearchives.com/2016/02/08/the-super-star-wars-games/
Особая благодарность https://vk.com/jkalinicz, подарившей идею обзора ретроигр по Звёздным Войнам.

Редактор: ,

Автор: Dhani 29.6.2016, 20:01

Отличная, просто отличная статья на интересную тему. Достойна того, чтобы попасть в наш почётный список https://www.jcouncil.net/topic32121.html портала!

Автор: Keeper 29.6.2016, 20:09

Пытался я как-то их пройти, но сложнааа. Так и не смог. А статья классная, даже снова попытаться пройти захотелось. Хотя вряд ли выйдет =)

Автор: Девятый 29.6.2016, 20:58

На удивление очень интересная статья.
Помню в первую часть начинал играть, не прошёл и первый уровень)) Надо будет как-нибцдь наверстать.

Небольшой косяк:

Цитата
Не уходя далеко от геймплея предыдущих частей, игра радует расширением списка игровых персонажей – к боевой компании окончательно присоединяется Лея

Автор: Таркин 29.6.2016, 21:28

Спасибо за отзывы!

Цитата(Девятый @ 29.6.2016, 21:58) *
Небольшой косяк:


Если вы про компанию\кампанию, то я имел в виду именно компанию, компашку.

Автор: Девятый 29.6.2016, 21:34

А, ну тогда извините)

Автор: Vade Parvis 29.6.2016, 22:39

Отличная статья, качественно и интересно рассказывающая о замечательной, но малоизвестной у нас серии игр, привлечение дополнительного внимания к которым явно не будет лишним. Было очень приятно её обнаружить и не менее приятно и интересно читать.

Цитата(Таркин @ 28.6.2016, 22:36) *
В разработке была даже PC-версия, в которой качество графики и звука должно было бы ещё возрасти, но в 1995 проект был закрыт Lucas Arts, а наработки так и не были официально обнародованы.
Тут мне хотелось бы сделать небольшое уточнение: наработки не были обнародованы именно официально — неофициально же кто-то из сопричастных к разработке игры благополучно её слил, причём не какую-то раннюю версию, а самую что ни на есть финальную, подготовленную для отменённого по неясной причине релиза — так что её http://www.old-games.ru/game/1772.html.

Автор: Stormtrooper 29.6.2016, 23:56

Цитата
Отличная статья, качественно и интересно рассказывающая о замечательной, но малоизвестной у нас серии игр
Да не, серия игр известная была и у нас, прост SNESы были далеко не у каждого... А статья отличная good.gif Так держать!! thumbsup.gif

Автор: Player One 30.6.2016, 0:30

Спасибо за статью. Игры действительно очень классные.

Форум Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)