Дилогия MedStar Майкла Ривза и Стива Перри (и примкнувший к ней DLC-рассказ MedStar: Intermezzo) дает, пожалуй, самый нестандартный взгляд на свою эпоху. Писатели, ранее исследовавшие теневую, подчеркнуто негероическую сторону
Республики и
Империи, в 2004 году осмелились показать изнанку Войны Клонов. Ратные подвиги и взрывы раздаются где-то вдалеке, климатические условия оказываются опаснее любых антагонистов, доблестные солдаты Республики появляются преимущественно на операционном столе, коварный вражеский шпион не имеет доступа к сверхважным картам или планам супероружия, а вместо этого тихонько и постепенно саботирует работу медицинской бригады. Наконец, Орден Джедаев в дилогии представляет не какой-нибудь легендарный мастер боя или стратегии, а скромный падаван-целитель Баррисс Оффи, величайшим испытанием для которой становится... наркомания - пусть и спешно загримированная под очередную схватку Света и Тьмы.
Проект, заявленный как ответ "Звездных войн" легендарному фильму Роберта Олтмана (и последовавшему за ним сериалу) MASH, задает убедительную картину тыловой жизни в условиях межгалактического конфликта, ведущегося, как кажется отсюда, без начала, без конца и даже без особенного смысла. Авторы упиваются повседневностью Далекой-далекой Галактики и успешно транслируют это очарование читателю. Персонажи подкупают своей "обычностью" и с помощью ее регулярно выходят за пределы привычных героических клише: ну где еще можно увидеть сравнительно молодого протагониста-хирурга, который заглушает боль цинизмом и спиртным, мается от несовместимости традиций своей семьи с нежными чувствами к привлекательной медсестре, вечера коротает за партиями в сабакк, а время от времени посещает психотерапевта, чтобы излить душу? И, раз уж на то пошло, когда вы в последний раз видели психотерапевта в "Звездных войнах" - тем более, принадлежащего к расе антропоморфных коней?
Такие дела. Журналист-алкоголик, врач-музыкант, девятнадцатилетний хирург-вундеркинд, амбициозный охотник-адмирал Республики, птицеподобный убийца-эмиссар "Черного солнца", гордый мастер рукопашного боя с садистскими наклонностями, вынужденный тренировать рекрутов, а также перешедший из Shadow Hunter протокольный дроид I-5YQ, страдающий от провалов в памяти и кризиса идентичности - столь нестандартный и динамичный состав персонажей встречается крайне редко, и каждый из них по-своему привлекателен и занимает свое убедительное место в мире MedStar; мире, прописанном до мельчайших деталей быта и контекста эпохи. Многие из этих деталей даже весьма остроумны: так, оказывается, ансамбль Фигрина Д'ана в военное время был весьма популярен и колесил по Галактике с агитконцертами.
Ривз и Перри создали на удивление полноценную и независимую микро-реальность в рамках большой вселенной "Звездных войн" - но, к сожалению, чем дальше, тем сильнее ее самодостаточность оборачивается драматургической расхлябанностью. Конечно, бессюжетные истории тоже имеют право на существование, но минимальное количество реальных событий в дилогии явно не вытягивает ее немалый суммарный объем (более 610 страниц). Ей богу, многие эпизоды с участием репортера Ден Дура состоят исключительно из того, что суллустианин просто сидит в кантине и надирается в ожидании новой сенсации! Практически у каждого из персонажей есть своя сквозная история, но реально они развиваются неравномерно, крайне редко пересекаются и практически не влияют друг на друга. Во-первых, это снижает важность каждого отдельного героя для общего мета-сюжета: юнец Ули Дивини или дядюшка-адмирал, например, появляются лишь в первом акте Jedi Healer, а затем авторы про них благополучно забывают, хотя для этого нет никаких объективных причин. Во-вторых, при таком подходе дилогия теряет цельность и распадается на сборник боевых рассказов. Увлекательных самих по себе, но упорно не желающих выстраиваться в единую динамичную картину.
Вполне вероятно, что MedStar намного уместнее смотрелся бы в формате альманаха - эдаких "Баек из Дронгарского медблока", где каждая история обладала бы своим завершенным микро-сюжетом и оригинальным стилем. Это и Ривзу с Перри дало бы большую стилистическую свободу, и дальнейшему развитию их мира пошло бы на пользу: записки военного корреспондента, оформленные под всамделишную статью, или стенограмма сессий из психиатрического кабинета только придали бы произведению аутентичности. В своем же итоговом виде дилогия, увы, путается в собственных приоритетах и замирает где-то между двух жанровых стульев. Для военно-полевого бытописания она недостаточно разнообразна, а для ЗВ-романа ей не хватает связности и четкой драматургии. Как помнится, в последний раз объединить оба этих направления удалось, пожалуй, лучшему роману по Войнам Клонов -
Republic Commando: Triple Zero Карен Трэвисс. MedStar до него очевидно не дотягивает; впрочем, он и без того легко превосходит большинство работ в данной эпохе. Неглупый, разнообразный, полный обаятельных персонажей и нестандартных ситуаций, смелый по концепции и талантливый по исполнению проект, который, в конце концов, доставляет читателю немало удовольствия - а это дорогого стоит.