За шесть лет в истории The Clone Wars бывало всякое: жанровые эксперименты и возвращение к "тому самому" духу классической киносаги, крепкие эпизоды-середнячки, вызывающие недоумение неудачи и неожиданные шедевры, скромные одиночные серии и эпические многочастные полотна, лихие приключения и неторопливые персональные истории героев войны. Как бы кто к мультсериалу Джорджа Лукаса и Дэйва Филони ни относился, в развитии "Звездных войн" он останется одним из наиболее смелых, многообразных и комплексных медиа-проектов - проще говоря, важной вехой. И его блистательный финал,
Трилогия Йоды, подводит под этой вехой достойную, весомую черту.
Сценарий, написанный автором Трилогии Мортиса Кристианом Тэйлором, умудряется в лучших традициях ЗВ-историй сочетать большое и малое, события вселенского значения и индивидуальную судьбу одного конкретного героя. Уже в прологе истории задаются четкие пространственно-временные координаты: джедаи только что узнали о роли графа Дуку в создании армии клонов и пытаются раскрыть тайну личности его наставника, пока не стало поздно. В то же время арка развивает заявленный в предыдущих сезонах мотив кризиса внутри Ордена - джедаи увязли в войне, позабыли про былой пацифизм и потеряли привычные ориентиры, с параноидальной готовностью усматривая влияние Тьмы хоть в Асоке, хоть в самом мастере Йоде. Первый эпизод, Voices, любопытно обыгрывает идеи из финала Пятого Сезона: теперь уже главе Совета приходится в поисках правды бежать из Храма и на свой страх и риск, руководствуясь одной лишь верой в веления Силы, отправиться вперед в неизвестность. И тут, буквально десять минут спустя, конкретика неожиданно размывается и приобретает абстрактность. "Теневой зоной" для Асоки были подземелья Корусканта - Йода же прокладывает путь по локациям-точкам сосредоточения Силы, ее метафизическим константам: от "чистейшей" Дагоба к загадочному источнику жизни и баланса в центре Галактике, а оттуда - в сердце Тьмы, на родную планету ситов. Кстати, стоит особо отметить, что, хотя по настоянию Лукаса Коррибан был переименован в Морабанд, его фирменные достопримечательности перенесены в Sacrifice в точности и сохранности непосредственно из Расширенной Вселенной; и потому прибытие героя в Долину Темных Лордов, над которой в вихре холодного красного песка возвышается знакомая пирамида Храма Ситов, вызывает мурашки восторга у любого поклонника Knights of the Old Republic.
Трилогия Йоды вообще очень свободно играет с фанатской памятью и увлеченно жонглирует временами, локациями, образами и персонажами, не всегда однозначно указывая на их природу. Что реально, а что - всего лишь видение? Где события (а значит, и угроза) материальны, а что раскрывается перед зрителем лишь как символ или метафора? Столь редкий для "Звездных войн" сновидческий подход к повествованию и для самих авторов, похоже, стал глотком свежего воздуха и беспрецедентных возможностей. Причем речь идет не только и не столько о технических достижениях, хотя, право, в этом плане финальная арка Шестого Сезона исполнена безукоризненно. Драматическое использование светотени, многочисленные сложные спецэффекты, убедительная по мимике и богатая на эмоции лицевая анимация главного героя, выверенный и внятный (хотя и несколько выходящий за привычные рамки ЗВ-стиля) монтаж, сложнейшая звукорежиссура, роскошное музыкальное сопровождение с точечными вкраплениями классических тем Джона Уильямса и активным использованием лейтмотивов - если другие эпизоды из подборки The Lost Missions время от времени обнажали свои бюджетные ограничения и недостатки "ускоренного" производства, то Трилогия Йоды, наоборот, отполирована от первого до последнего кадра. Для Дэйва Филони и его команды было важно представить ее в наилучшем возможном виде и выложиться до конца - в этом нет никаких сомнений.
Но, как уже было сказано, не только техническими достижениями богат финал The Clone Wars. Столь необычный главный герой и мистический характер его путешествия прежде всего развязал руки Кристиану Тэйлору: сценарий редко прибегает к знакомым клише, более свободно выстраивает драматургию, не подгоняя себя под ограничения линейного времени-пространства, а в финале позволяет себе и вовсе неожиданный сюжетный ход; неожиданный - и в то же время логичный в рамках сквозного развития характера Йоды в эпоху Приквелов. Одной из основных задач для главы Ордена был конец войны, и трилогия дает ему редкую возможность сделать это - тут The Clone Wars пересекается с былым романом Шона Стюарта
Yoda: Dark Rendezvous. Но если в книге ключом к победе был Дуку, у которого закрались сомнения в истинности пути ситов, то на Морабанд герой отправляется, чтобы раскрыть инкогнито Дарта Сидиуса. Но Филони копает глубже Стюарта, и переносит конфликт вглубь самого Йоды: можно ли вообще победить в войне, неизбежно играя по правилам ситов, или же истинная победа - та, что будет жить в веках - возможна лишь тогда, когда джедаи возвратятся к своим традициям защиты мира и справедливости, спасения жизней и самопожертвования, и будут хранить их, несмотря ни на какие войны. А Сидиус - в долгосрочной перспективе всего лишь пустота, воплощенный страх, под капюшоном которого нет и не может быть лица.
На этой мысли, по большому счету, для Йоды (а, следовательно, и для зрителей) заканчиваются Войны Клонов: бывший боевой генерал получил возможность увидеть события в более широкой перспективе и понять, что джедаям уготована иная судьба и иная победа. В какой-то мере трилогия по своей центральной мысли и уникальному формату, где смешались повседневные военные задачи и непознаваемое вневременное развитие Силы, приблизилась к восприятию своего главного героя, который прожил уже девять столетий и, наконец, смог трезво оглянуться на пройденный путь, столкнуться со своими демонами, искушениями и мечтами, познать своего врага в его многоликих проявлениях, узнать цену своим друзьям и идеалам...
...и, наконец, твердо сделать шаг в будущее.