Как упоминалось уже не раз, особенностью (и немалым достоинством) поздних сезонов The Clone Wars является их амбициозность: на третий год вещания сериал осознал себя самодостаточной частью большой вселенной "Звездных войн" и начал понемногу касаться фундаментальных вопросов Далекой-далекой Галактики, ее тайн и мифологии. Природа Силы, обряды джедаев, трансформация Республики в Империю, зловещий секрет Приказа 66 - все это в той или иной степени Дэйв Филони и его команда сумели отразить. В
The Lost One они продолжают приоткрывать подноготную заговора ситов и осмеливаются потревожить один из наиболее долговременных скелетов в шкафу эпохи - личность и обстоятельства смерти мастера Сайфо-Диаса, от лица которого был сделан заказ на армию клонов.
Поднимая столь давние события посреди Войн Клонов, эпизод, что редкость, вписывает себя в контекст не произведений Расширенной Вселенной, но самих фильмов Джорджа Лукаса. То и дело в персонажах и общей эстетике проступает тень "Скрытой угрозы", интрига объясняет предысторию "Атаки клонов", и все это неизбежно ведет к эндшпилю Большого Плана Дарта Сидиуса - "Мести ситов". Небезосновательно претендуя на эпичность, The Lost One стремится дать по-киношному широкую панораму локаций и действующих лиц: сам Йода допрашивает правителей Республики, нынешнего и бывшего, параллельно Энакин и Оби-Ван идут по последнему следу исчезнувшего магистра, наоборот, опускаясь в глубины криминального мира, а в это же время граф Дуку пытается убрать всех ненужных свидетелей. И все было бы прекрасно, но есть один нюанс - увы, почти фатальный. Столь масштабный замысел авторы по той или иной причине ужали до одной мимолетной серии.
Едва раскрутившись, сюжет тут же вынужден тормозить и переходить на боевую коду, попутно выводя из игры всех второстепенных персонажей, раскрывая свой главный секрет до обидного "в лоб" и при этом оставляя без ответов еще массу вопросов. Право, этапному The Lost One двойной хронометраж пригодился бы намного больше, нежели предшествующему шутливому филлеру
The Disappeared - а в идеале можно было бы замахнуться и на полноценную четырехсерийную арку. Тогда у сценариста Кристиана Тейлора появилась бы возможность усложнить расследование и напустить еще больше уместного тумана на махинации ситов. Тогда блестящий режиссер Брайан Кэлин О'Коннелл смог бы включить в повествование не только поразительно красивый, неторопливый и по-честному интригующий пролог, но и несколько столь же сильных сцен - ведь насколько успешно он отработал в "арочных" сериях-шедеврах
Landing at Point Rain и
The Lawless! Тогда Дэйв Филони смог бы забросить в сюжет несколько столь необходимых перекличек с близкими по духу историями The Clone Wars, вроде
Арки Файвза. Как знать, возможно, расширенный формат в полной мере реализовал бы потенциал "воскресшего" экс-канцлера Валорума, который в финальном варианте истории, увы, воспринимается не более чем воспоминанием о днях былой Республики.
Возможности для развития и улучшения The Lost One столь же многочисленны, сколь и очевидны - в очередной раз закрадывается подозрение, что уцелевшие эпизоды Шестого Сезона доделывали впопыхах и лишний раз через редакторов не прогоняли. Вот и остается верным фанатам, приоткрыв занавес тайны, кусать локти и плыть дальше по курсу; прямо как Совету Джедаев в неожиданно мрачном, логичном и восхитительно изуверском финале. Авторы в нем, к слову, почти что реабилитировали руководство Ордена: оказывается, джедаи все-таки были достаточно прозорливы, чтобы осознать надвигающуюся угрозу и не оставить без вопросов загадочные обстоятельства создания "своей" армии. Но тем хитрее ловушка Сидиуса, что, даже начав подозревать истинного кукловода войны, Совет оказался бессилен ему помешать - не та политическая ситуация, не то время, не те возможности. Как мудро подмечает Йода, у джедаев просто нет иного выхода, кроме как продолжать игру по правилам ситов. И этой игре осталось недолго.