"Приключения Лэндо Калриссиана" Л. Нейла Смита - артефакт из все тех же заповедных времен, когда не было еще ни ролевых справочников от West End Games, ни Расширенной Вселенной, ни четкого представления о хронологии и географии, а самое главное - стиле "Звездных войн". В этом смысле данная трилогия является побратимом
мультсериала Droids, который вышел всего на пару лет позже и точно так же отправлял второстепенных персонажей Оригинальной Трилогии в невероятные приключения в самых странных уголках Галактики. И, пожалуй, не так уж удивительно, что последующие комментарии и ретконы не раз ставили материал этих двух проектов в пару: взять, например, конфликт древних механических рас Силентиум и Абоминор, за кадром аукнувшийся грядущей войной с Йуужань Вонгами. Надо сказать, что путеводители 2000-х годов вообще проделали выдающуюся работу по (пере)осмыслению ранних ЗВ-произведений, и соответствующие главы из The Essential Atlas и Jedi vs. Sith задают весьма убедительный контекст для событий романов Смита. А главное - в таком пересказе ранние похождения будущего хозяина Облачного города намного удачнее соотносятся с духом и буквой фильмов Джорджа Лукаса.
Ибо в этом заключается, пожалуй, самый серьезный недостаток "Приключений Лэндо Калриссиана": по сути своей эта трилогия изолирована не только от сюжета, но и от эстетики классических "Звездных войн". Локации, расы, технологии, персонажи, основа конфликта, детали быта - все, за исключением самого Лэндо и пока еще принадлежащего ему "Тысячелетнего сокола", автор вынужден придумывать с нуля. И, разумеется, сразу же замахивается на максимально возможную эпичность повествования - ну да это вообще характерно для писателей, впервые берущихся за ЗВ-вселенную (пользуясь случаем, горячий привет
Грегу Биру и
Карен Миллер). Госпожа удача сводит начинающего контрабандиста аж с тремя (!) уникальными древними цивилизациями, местом действия назначает обитель самых богатых существ в Галактике, а в противники определяет непостижимо могущественного колдуна, вооруженного супероружием совершенно немыслимой разрушительной силы. Кстати, если верить Майклу Когге, изначально Смит планировал использовать в качестве антагониста полноправного лорда ситов, стоящего наравне с Императором и Вейдером, но Lucasfilm эту идею забраковали - и, пожалуй, правильно сделали.
Разумеется, история, которую автор разыгрывает в перманентном "крещендо", не может похвастаться стройностью мотиваций. Реакцию ключевых персонажей на основные сюжетные повороты сложно назвать иначе, как истеричной, и немногочисленные попытки автора прибегнуть к самоиронии едва ли спасают положение. Взять, например, главного злодея, планы которого идут прахом из-за самодеятельности его непутевого приспешника. Кому же разъяренный колдун объявляет вендетту, кого он неутомимо преследует, выстраивая все более и более сложные комбинации? Конечно, Лэндо Калриссиана - простого посыльного на службе сильных мира сего. А почему? Да потому что он главный герой. Или, вот, банда пиратов, живущих одним лишь чувством мести после того, как Империя разорила их родную планету. Присоединяются ли они к нарождающемуся Восстанию? Похищают ли они личный стелс-транспорт моффа Таркина? Готовят ли они покушение на имперских главнокомандующих? Нет, они бросают в бой все свои истребители, чтобы убить дроида, который некогда был главным дипломатом при первом контакте обреченного мира с внешним космосом. Почему? Да потому что новым хозяином этого дроида как раз является капитан "Тысячелетнего сокола".
Но в том-то и проблема, что все эти столкновения цивилизаций, первобытные тайны и зловредные волшебники совершенно не стыкуются с тем образом, что был заявлен в Оригинальной Трилогии. Лэндо - мошенник и негодяй, ловкий шулер, любимец женщин и обладатель не всегда срабатывающей, но все равно весьма эффективной деловой смекалки. А самое главное, он целенаправленно стремится избежать излишнего внимания - на этом, в общем-то, строится вся его сюжетная линия в Пятом Эпизоде. Не составит труда представить его организатором стартапа по добыче редких минералов при помощи свиньи-ищейки (см.
Idiot's Array), но в роли героического спасителя расы гигантских космических "китов" он не воспринимается совершенно.
Пожалуй, на все три книги есть только одна (!) сцена, в которой Калриссиан ведет себя хоть сколько-нибудь в соответствии со своим оригинальным характером – и неудивительно, что именно она производит наиболее благоприятное впечатление. В ней ушлый контрабандист находит поистине неординарный способ преодоления имперской блокады: Лэндо начинает втихую продавать скучающим на посту солдатам свой разнообразный экзотический груз, а затем братается с ними за дружескими партиями в сабакк, кочуя таким образом от корабля к кораблю и постепенно продвигаясь в нужном ему направлении. Изобретательно, остроумно, и подчеркивает не только карточное мастерство героя, но и его неотразимое обаяние. По сути, из этого эпизода – замечательного небольшого рассказа-внутри-романа-внутри-трилогии – сегодня могла бы вырасти своя увлекательная история, эдакая ненавязчивая периферийная байка в духе Джона Джексона Миллера. Но, увы, Л. Нейл Смит работал в безумные 1980-е – эпоху колдунов, чудес и древних цивилизаций, что встречаются на каждом шагу. По праву легендарную эпоху. Которой, впрочем, лучше так и оставаться легендах и пересказах более поздних летописцев.