Наконец-то прочитал
The Clone Wars Карен Трэвисс. Изначально роман мне казался весьма качественным, и я уж было думал, что мне придется в пику
рецензии Алекса писать еще один альтернативный обзор. К финалу же я почти полностью в книге разочаровался и сейчас, по здравому разумению, могу подписаться под большинством маклаудовских претензий. Правды о том, почему все вышло так, как вышло, мы не узнаем никогда, наверное, но у меня почему-то родилась такая версия переговоров между Трэвисс и Сью Ростони/Шелли Шапиро:
-Знаете, милая Карен, мы тут запускаем новый медиа-проект по эпохе Войн Клонов...
-Ой, а можно мне поучаствовать? Я про войны и про клонов все-все знаю!
-Но Вы же еще "Наследие" не завершили, и над "Имперскими коммандо" работаете.
-Да ничего, я прошла суровую школу военной журналистики, все успею. Вон, даже Карпишин справляется!
-Ну хорошо. Итак, наше видение сюжета заключается в том, что...
-...идет война и в ней воют клоны, да-да, все понимаю. У меня уже даже наработки есть!
-Видите ли, Карен, Энакин Скайуокер...
-У меня есть замечательная идея! Мы ведь еще никогда не показывали Энакина через призму холодных реалий войны. Я напишу роман, в котором он страдает от пост-травматического синдрома после убийства тускенов, и вывести из депрессии его способны только верные клоны. Наконец-то в мире "Звездных войн" будет замечательный роман про Энакина Скайуокера, у меня уже даже наработки есть!
-Но Карен, Энакин - не единственный главный герой в нашем сюжете. Понимаете, граф Дуку...
-У меня есть замечательная идея! Мы ведь еще никогда не показывали Дуку через призму холодных реалий войны. Я напишу роман, в котором он страдает от пост-травматического синдрома после резни на Галидраане. У меня уже даже наработки есть!
-Да там не то, чтобы много графа Дуку. Он больше работает из тени, а его задания выполняет Асажж Вентресс...
-Мы ведь еще никогда не показывали Вентресс через призму холодных реалий войны! Я напишу роман, в котором она страдает от пост-травматического синдрома после убийства ее мастера и мясорубки на Раттатаке. А еще у нее будет дроид-шпион, и она к нему будет очень привязана, он будет ее единственным другом! У меня уже даже наработки есть!
-Но Карен, на самом деле в центре сюжета - Джабба Хатт.
-А знаете, у меня есть замечательная идея! Ведь никто и никогда раньше не показывал Войну Клонов с позиции клонов... тьфу, то есть, хаттов. Я углублюсь в их культуру, отмечу их отличия от гуманоидов, покажу то, как им ежедневно приходится сталкиваться с непониманием и презрением представителей других рас. У меня есть замечательные наработки!
-Мисс Трэвис, прошу, остановитесь. У нас уже есть сценарий. Его написали очень хорошие авторы для первых серий мультфильма, который так и называется - "Войны клонов". Они их потом смонтируют в полнометражный фильм для всех возрастов - а Вам нужно всего лишь его адаптировать. Там есть свои небольшие сюжетные дыры, но, я уверена, вы сможете их обосновать и объяснить.
-Но как же главный герой, страдающий от пост-травматического синдрома?
-Главная героиня ни от чего не страдает. Ее зовут Асока, и она - падаван Энакина, очень милая девочка. Персонаж, с которым аудитории очень легко себя ассоциировать.
-Какая Асока? Какой падаван у Энакина? Что за девочка? А она может быть сиротой, которая застала кровавое убийство своих родителей? Вот в Боснии и Афганистане девочки, я Вам скажу... Что, она - "тогрута"? А кто это? А, у них более-менее примитивная культура? Отлично, отлично! Я покажу эту вашу Асоку настоящей хищницей, с острыми зубами, ночным видением и молниеносной реакцией...
-Но Карен, как же с ней будут ассоциироваться наши читатели-подростки?
-Да им вообще не надо будет с ней ассоциироваться! Не волнуйтесь, она у меня будет совершенно на втором плане.
-Но она же главная героиня!
-Вот скажите, Сью, вам этот ваш мужик, который в шляпе, много про нее рассказал? Не отвечайте, сама знаю, что немного. Они и сами еще не знают, как будут ее развивать. Так что пусть пока будет на втором плане, а дальше с ней произойдет какая-нибудь катастрофа, и вот тогда мы покажем ее крупным планом, во всей красе ее психологических травм.
-Карен, милая, у Вас, конечно, замечательные идеи - но у нас уже есть сценарий и мало времени. У Вас на работу - две недели. Посмотрите материал, адаптируйте сценарий, а там уже мы с Вами проработаем концепцию Ваших будущих шедевров и обязательно передадим Ваши пожелания господину Филони. Уверена, он их примет близко к сердцу. Вы, главное, пишите, мисс Трэвис. Главное - пишите!
А если серьезно, то моя основная претензия к The Clone Wars - отсутствие цельности и хотя бы минимальной общей концепции. Отдельные эффектные сцены и смелые находки в романе есть: отлично показана массовая битва за Кристофсис, диалоги между Дуку и Джаббой замечательно показывают ум и коварство обеих сторон, "идейный" дроид-шпион здорово представлен и мог бы при большем к нему внимании раскрыться как действительно нестандартный персонаж. Даже маниакально-депрессивный Энакин мне по-своему нравится - в конце концов, эта линия эхом продолжает любимую мной серию Jedi Quest, и в первые месяцы войны герой действительно прошел через очень много травмирующих опытов; каждый раз, когда Трэвисс упоминает, что ему всего двадцать лет, это вызывает у меня, его ровесника, серьезный эмоциональный отклик. Отдельное удовольствие доставляют остроумные отсылки к будущим фильмам:
"Impressive, most impressive" и
"Anakin would never harm a child". Но финально ни один из вышеперечисленных мотивов не получает осознанного драматургического развития и не перекликается с остальными.
Такое ощущение, что Трэвисс действительно в спешке склеивала The Clone Wars из наработок к другим неосуществленным проектам, а мультфильм для нее был всего лишь не слишком удобным поводом их реализовать. Оригинальный материал ей мешает, она его даже время от времени высмеивает и режет по живому все, в чем не разбирается. Переживания Падме, дипломатическое мастерство Оби-Вана и, наконец, главная героиня Асока и ее конфликт "ненужного" падавана - все это писательница почему-то выбрасывает, хотя в мультфильме Филони эти линии были одними из ключевых и впоследствии развивались в сериале. Оригинальная концепция ее, судя по всему, не устраивает - но ничего равноценного она, увы, не предлагает.
А ведь, если подумать, "The Clone Wars Карен Трэвисс" мог бы стать действительно выдающимся произведением, если бы автор больше времени провела в переговорах с редакторами и командой Lucasfilm Animation; потенциал для этого, если судить по начальным главам, был. Вместо шести едва связанных параллельных сюжетных линий роману нужно было сосредоточиться на двух наиболее важных - Энакине и Асоке. Первый, молодой рыцарь, только что столкнувшийся с ужасными потрясениями и находящий утешение в
выпивке и своих верных собратьях-клонах, был бы отражением взглядов самой Трэвисс, и показанные с его точки зрения события были бы изложены ее традиционным, суровым и реалистичным языком боевого офицера. Напротив, главы Асоки - это взгляд на Войны Клонов со стороны Дэйва Филони, веселое и захватывающее приключение подростка, обладающего сверхспособностями и чрезмерным энтузиазмом. Центральное драматургическое развитие, таким образом, строилось бы на постепенном сближении этих двух линий: Энакин бы с помощью "Шпильки" постепенно выбирался из депрессии и учился бы смотреть на мир чуточку проще, а Асока начала бы постепенно познавать и принимать цену войны и свою ответственность как джедая. Насколько я понимаю, финально Филони прошел как раз по этому пути. Трэвисс же контакта с юношеским мировоззрением не выдержала.
Или все же что-то путное вышло? Посмотрим в No Prisoners.