Весьма неожиданно,
Darth Vader and the Cry of Shadows оказалась одной из последних жемчужин ЗВ-линейки Dark Horse Comics. По сути, повторилась ситуация с первыми двумя мини-сериями им. Дарта Вейдера за авторством Хейдена Блэкмана: Lost Commander был во многом проектом экспериментальным и противоречивым, но уже в Ghost Prison авторы избрали более традиционный подход, взглянув на своего (анти)героя в контексте имперской военной машины - и достигли в этом выдающихся успехов. Таким же путем пошел Тим Сиделл, который оттолкнулся от мифических страшилок Ninth Assassin и оказался на территории полевых мемуаров простого солдата-клона, который чуть не погиб в боях с Сепаратистами, остаток войны провел дезертиром за линией фронта, а с наступлением Нового Порядка вдруг решил вернуться в строй. Ведь теперь у него появился командир, о котором он всегда мечтал.
Как и злополучный лейтенант Том, боец CT-5539 (в миру взявший имя Хок Малсуум) поначалу боготворит Вейдера, и это позволяет авторам комикса раскрыть одну из наиболее любопытных граней в образе темного лорда - его легендарную репутацию. Darth Vader and the Cry of Shadows смотрит на устрашающую фигуру в черной броне со стороны, глазами простого солдата, который многого не понимает, что-то преувеличивает, а о некоторых событиях может только догадываться. Точно так же иллюстрации Габриэля Гузмана, расцвеченные как всегда великолепным Майклом Этайе, зачастую берут Вейдера с наиболее эффектных ракурсов, выписывают его с пафосом, достойным пропагандистких плакатов. И этот пафос будто бы сам собой распространяется и на всю имперскую машину в целом, ее алые флаги, стройные ряды штурмовиков, эффектную массивность звездных разрушителей и бесконечный рой истребителей, во главе которых неизменно несется в бой стильный черный Эта-2 под управлением "лучшего пилота, которого мне доводилось видеть на своем веку".
Для Хока этот образ по понятным причинам притягателен, но чем дальше, тем сильнее подтачиваются идеалы клона-штурмовика. Процесс утраты иллюзий происходит достаточно традиционно и постепенно; в конце концов, только для избранных момент прозрения наступает в одночасье – верно ведь, лейтенант Том? Сначала Сиделл ударяет по фасаду Империи, в которой Хок довольно быстро сталкивается с тупой некомпетентностью командования и недостатком дисциплины у товарищей. Отдельного упоминания заслуживает восхитительно ироничный авторский комментарий, которым ветеран Войн Клонов сопровождает свои наблюдения за новыми не-клонированными имперскими войсками: «Для них же это карьера. Скоро вообще ни во что попасть не смогут!»
Ну и, разумеется, окончательное разочарование в былых кумирах настигает Хока при встрече с очередным прото-восстанием, которое существует безо всякой надежды на победу, состоит во многом из инвалидов и находится под руководством юриста, первооткрывателя и поэта. Darth Vader and the Cry of Shadows специально делает паузу в насыщенном и динамичном повествовании, чтобы в финальных выпусках описать во всех деталях мир по другую сторону фронта – мир, заранее обреченный на трагическую гибель под пятой беспощадного тирана. И, к чести Тима Сиделла, он вовремя уводит фокус истории с предрешенного военного конфликта на другой, гораздо менее банальный и более значимый. Сам комикс и рассказанная в нем история становятся очередным фрагментом мрачной легенды Дарта Вейдера, с которой, несмотря на любое разочарование, очень непросто расстаться.
К счастью, от фанатов этого и не требуется: в конце концов, где бы мы были без легенд? Только ими и живем.