В 1997 году LucasArts переживала свой золотой век. Хиты шли один за другим, критики и игроки пели студии осанну, а будущее казалось как никогда ярким - еще бы, ведь близился запуск Трилогии Приквелов! Одним из самых громких релизов того времени был шутер Star Wars: Dark Forces, изобретательный и атмосферный "клон Doom", умело разбавлявший привычную механику элементами платформера и хитроумным дизайном уровней. Проект тут же снискал огромную популярность, и это, разумеется, подтолкнуло Lucasfilm к расширению франшизы. В преддверии выхода сиквела издательству Dark Horse Comics (совместно с Boulevard Putnam) была заказана трилогия новелл по мотивам игры - да не простых, а в экспериментальном формате "графического сюжетного альбома". Повести, рассчитанные на взрослую аудиторию, сопровождались полноразмерными цветными иллюстрациями, призванными дополнить основное повествование и взглянуть на него под необычным углом. Затем эти же книги были адаптированы в шестичасовой аудиоспектакль, для создания которого привлекли авторов легендарного ЗВ-радиосериала от NPR. Серьезный дорогой проект, и положила ему начало
Dark Forces: Soldier for the Empire.
Пилотную новеллу (как, впрочем, и всю трилогию) доверили
Уильяму С. Дитцу – ветерану морской пехоты и специалисту по военной фантастике. Оно и заметно: лучшие эпизоды книги как раз повествуют о нелегкой службе в рядах имперской армии, которую несет молодой кадет Кайл Катарн. Действие большей частью разворачивается до событий оригинальной игры, и это развязывает писателю руки, позволяет ему взглянуть на жизнь протагониста тогда, когда он еще не был героическим повстанцем и рыцарем-джедаем, а вместо этого скрывался за простой белоснежной броней штурмовика, один из многих.
Даже сейчас немногие решаются показать Гражданскую войну с другой стороны баррикад, а уж в конце 90-х это наверняка был весьма дерзкий творческий шаг. Дитц свое ремесло (как писательское, так и боевое) знает на отлично и с заразительным упоением описывает десантные высадки и танковые баталии, ночные рейды и отчаянные штурмы, верность долгу и солдатское братство, торжественные парады и неприглядную окопную правду, когда от страха трясутся поджилки, а твой товарищ только что потерял голову и забрызгал ближайшую стену своей кровью. В ранних главах мятежники в кои-то веки показаны опасными и жестокими противниками, а сам Катарн подчеркнуто негероичен; его сковывают страхи и сомнения, он мучается чувством вины и зачастую действует импульсивно. Разительный контраст с тем невозмутимым саркастичным терминатором, к которому привыкли игроки. Не остаются без внимания и его немногочисленные приятели по Академии - один из которых является выходцем из имперской элиты, а второй впоследствии поступит в спецвойска и окажется в гарнизоне, охраняющем чертежи Звезды Смерти. Армейские главы Soldier for the Empire действительно прикладывают немало усилий для того, чтобы заявить читателю: да, за каждым безликим шлемом находится свое человеческое лицо...
...вот только чем дальше, тем активнее об этом старается забыть как повесть, так и сам автор. Безусловно, парочку интересных бытовых деталей Дитц подмечает и у повстанцев: например, рядовые бунтовщики любят между делом поругать флотскую кухню, а для того, чтобы заполучить и оснастить свой корабль, Катарну сперва приходится заполнить множество официальных бумажек – что ж тут поделать, бюрократия не знает линий фронта! Но все это не способно скрыть тот печальный факт, что когда дело доходит до непосредственных поворотов сюжета, Soldier for the Empire начинает трещать по швам и нарушать собственную же логику в угоду нормам ЗВ-повествования. Зловещий Инквизитор Джерек захватывает регионального лидера мятежников, чтобы устроить допрос – но тут же без всякой задней убивает его после первого же отказа отвечать. Имперские войска атакуют мирные поселения, маскируясь под бойцов Альянса – но делают это настолько топорно, что так никого и не обманывают, причем это с самого начала понятно обеим сторонам конфликта. Мон Мотма откровенно не доверяет перебежчику и даже приказывает Джен Орс убить его, если он окажется шпионом – но при этом сразу же отправляет Катарна на важнейшую миссию, от которой зависит судьба всего Сопротивления. Чертежи Звезды Смерти хранятся в неприступной крепости, попасть в которую можно только хитростью - но позднее у потрепанного фрахтовика не возникает никаких проблем с тем, чтобы подлететь к самой крыше здания, по пути разделавшись и с шагоходами, и со звеном TIE-истребителей.
Но, разумеется, больше всего вопросов вызывает эволюция главного героя. Не то, чтобы Дитц вообще игнорирует неизбежные острые вопросы – каково жить, столкнувшись со столь резким кризисом веры; легко ли убивать тех, кого ты еще неделю назад пытался защитить? – но психологию снова и снова растаптывают эффектные жесты и жанровые клише. Действительно, зачем показывать мучительный идеологический слом протагониста, когда можно в сердцах сорвать с себя медаль за отвагу и торжественно провозгласить:
"В этот момент родился мятежник"? Зачем мучать Катарна сомнениями во время битвы со штурмовиками, если можно все это заглушить с помощью эмоционального онемения в бою? Кроме шуток, намеренно или нет Soldier for the Empire показывает, как вступление в ряды Альянса превращает живого человека в бездушную машину для убийства. Вот уж действительно неожиданная трактовка этики "Звездных войн".
Впрочем, со спецификой мира и духа Далекой-далекой Галактики у Дитца вообще есть заметные трудности. Автор откровенно теряется, когда речь заходит о Силе и тех, кто способен ее чувствовать, поэтому тот же Джерек выглядит в новелле чрезвычайно нелепо. Камео Лэндо Калриссиана и пока-еще-капитана Трауна хотя и приятны, но ни используются ровным счетом ни для чего. А уж сколько в Soldier for the Empire различных земных анахронизмов; всех этих аэропортов, бейсбольных мячей, пончиков, e-mail'ов и туалетной бумаги! Незначительные, вроде бы, детали – но они тем больше раздражают на фоне того, сколь убедительно и атмосферно прописаны отдельные главы и аспекты мира книги.
Первая часть в трилогии Dark Forces вообще вышла на удивление неоднозначной. Это талантливая и увлекательно рассказанная история, которая при этом полна нестыковок и логических скачков. Это смелый взгляд за привычные рамки конфликта Альянса и Повстанцев, но ее последние страницы все равно выстроены по законам игры-первоисточника и содержат предложения в духе:
“Офицер обернулся, увидел Кайла, и тут же умер”. Уильяму Дитцу не откажешь ни в остроумии, ни в наблюдательности, ни в умении описать яркие образные сцены – так почему же столь многие моменты в Soldier for the Empire откровенно провалены? Возможно, будущие похождения Кайла Катарна позволят разобраться в этой вселенской загадке. А то ведь мы его знаем, он и не на такое способен!