Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Zero Dark Thirty
Jedi Council > Беседка > Фильмы
Makaveli
ZERO DARK THIRTY



Год: 2012
Страна: США
Режиссер: Кэтрин Бигелоу
В ролях: Джессика Честейн, Дженнифер Эль, Джейсон Кларк, Кайл Чендлер, Гарольд Перрино, Марк Стронг, Джоэль Эдгертон, Крис Прэтт, Скотт Эдкинс, Джеймс Гандольфини

История операции по уничтожению Бен Ладена

Ilan Thorn
Кажется, единственный фильм прошлого года, который я пересматривал - и второй раз смотрел даже с большим интересом, чем первый. Потому что помимо колоссального массива работы неожиданно обратил на себя внимание юмор - очень дозированный, но грамотно разряжающий напряжение - а также выверенность общего ритма фильма. Как я теперь понимаю, совершенно неподъемный материал Бигелоу очень удачно разбивает по не слишком продолжительным продолжительным эпизодам, каждый из которых показывает что-то новое и имеет свою эмоциональную и/или зрелищную кульминацию.

Для краткости повторю то, что писал еще в феврале в ЧВСС после первого просмотра в Берлине:



Zero Dark Thirty - один из самых тяжелых фильмов, что я видел в своей жизни. В отличие от других главных американских лент этого года, на него категорически нельзя идти с намерением отдохнуть или развлечься. И даже катарсиса от сопереживания негативным эмоциям, как в тоже почти невыносимом Amour Ханеке, не испытать: у большинства персонажей умышленно нет частных закадровых историй, нет полноценного экранного времени и даже имен нет. Но у них есть работа - реальная, ежедневная, совершенно негероическая, нудная и выматывающая работа, которой они занимались на протяжении последних 10 лет.

Собственно, именно об этом Zero Dark Thirty - не о войне на Ближнем востоке, не о политике, не о преступлениях и не о преступниках, но о том колоссальном объеме работы, который на долгие годы оказался на плечах нескольких профессионалов. Некоторые из них приходили и уходили во время определенных экстремальных ситуаций, требующих их специальных навыков, а немногим пришлось еще хуже: люди, подобные главной героине, с самого начала были вынуждены монотонно и настойчиво допрашивать пленных самыми жесткими методами, бесконечно вглядываться в фотографии, прокручивать терабайты видеозаписей, предлагать все новые теории, пробивать их через излишне аккуратное начальство, искать все более изощренные пути сбора новых данных, доверять или не доверять потенциальным информаторам, сравнивать различные показания, затем быстро-быстро закусывать каким-нибудь бутербродом, запивая его 0.4-бутылкой "Колы" и обмениваясь парой личных слов с коллегами, а потом снова вгрызаться в папки с информацией.

В этом отношении Zero Dark Thirty несколько напоминает фильмы Дэвида Финчера схожей тематики - Zodiac и The Social Network. Только если там противостояние одержимого человека и его Проекта раскрывалось все-таки через человека, то у Бигелоу сама работа вышла на первый план: режиссер любуется ее механикой, скрупулезно рассматривает ее в мельчайших бытовых деталях, наслаждается многоуровностью следственного процесса, безошибочно чует ее объем, вес и ритм, а потом мастерски воспроизводит все это на экране. Совещания в Zero Dark Thirty реально утомляют информационной бомбардировкой из гипотез, мест, имен и новых лиц, а в последние полчаса, напротив, перехватывает дыхание от сгущающей реальность тишины, в которой происходит непосредственный рейд на крепость в Абботабаде.

Впрочем, финальная часть - вообще отдельный маленький шедевр, в котором из казалось бы беспроигрышной ситуации "несколько десятков вооруженных морпехов против трех бойцов Аль-Каиды и их жен" выжимается какое-то нечеловеческое напряжение. Причем, как я уже сказал, достигается оно не сочувствием к героям, интересом к злодеям, какой-либо хитроумной интригой (результат всем известен из новостей) или иным другим сюжетным инструментом, а на одних приемах киноязыка. Чистая режиссура в действии.

Пока сложно судить, какие награды из основного набора светят фильму на том же "Оскаре"
(как оказалось - всего лишь за монтаж звука), но один только штурм убежища бен Ладена практически гарантирует Zero Dark Thirty победу во всех технических номинациях. Монтаж кадров с "ночным видением" и роскошных ночных съемок, где бойцы быстро и целенаправленно передвигаются по территории как гротескные четырехглазые тени, создает мощнейший эффект присутствия, в то время как филигранное сведение звука представляет своего рода шумовую кардиограмму из фона-тишины едва слышимых мягких шагов, приглушенного шума лопастей стелс-вертолета, данного третьим планом степного ветра и неожиданных резких вспышек громкости - активации подрывного заряда, экономных хлопков выстрелов из "Калашниковых" и ответного стрекота HK416 с глушителем, криков женщин, плача детей, шепота "Осама! Осама!" Именно поэтому, несмотря на формальную анти-зрелищность фильма, его все-таки необходимо смотреть в кинотеатре - звук в Zero Dark Thirty просто удивительный и непосредственным образом сказывается на восприятии, причем уже с пролога, когда не с экрана, но в самом зрительном зале - сверху, сзади, со всех сторон - звучат телефонные переговоры с обреченными людьми, заблокированными в башнях Всемирного Торгового центра.

Ну и, конечно же, не могу дополнительно не отметить очень сильный саундтрек Александра Деспла:



All in all, Zero Dark Thirty для меня - четвертый лучший фильм года, сразу после Holy Motors, Amour и Skyfall.
Мэл
Фильм так себе, лучше почитайте No Easy Day. Даже в переводе есть.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.