Пятый Сезон The Clone Wars окончательно перешел на арочную многосерийную драматургию и в таком формате явно чувствует себя уверенно, как никогда, стараясь использовать все преимущества подобного подхода к повествованию.
Арка Юнлингов (неофициально проходящая как Young Jedi) вновь доказывает, что Дэйву Филони и талантам из Lucasfilm Animation недостаточно просто растянуть небольшую историю на нужное количество эпизодов: создатели сериала действительно заинтересованы в том, чтобы в рамках одного сюжета поддерживать постоянную динамику стилей, жанров и контента - и в то же время спокойно и последовательно развивать конфликт и персонажей.
Пожалуй, именно новые герои являются основным достижением Young Jedi. Причем, это касается даже эпизодических действующих лиц: древний многофункциональный дроид Хьюэн и немногословный, но живучий бугай-пират обладают выразительным дизайном, преподносят по ходу сюжета несколько сюрпризов и вообще весьма уместно смотрятся в тесных рядах персонажей The Clone Wars, да и всей эпохи в целом. Главная же партия отделена шестерке юнлингов, впервые выбравшейся на самостоятельное задание, которое в лучших традициях "Звездных войн" оборачивается непредсказуемым и опасным приключением. Это, пожалуй, одна из самых гендерно и расово разнообразных групп в истории ЗВ-произведений, что ставит непростую задачу перед аниматорами и сценаристом Кристианом Тейлором - но они, по счастью, справляются с ней на ура. Маленькие джедаи обладают запоминающейся внешностью, своими особенностями поведения, жестикуляцией и походкой, а также довольно быстро проявляют различия в характерах. При этом сюжет раскрывает героев как в одиночных экспедициях, так и в составе единой команды, прослеживая их в динамике и развитии: трусишка-иторианец, например, в первой серии сталкивается со своими страхами, в третьей нейтрализует самого Хондо Оннаку, а к финалу не боится выступить даже против генерала Гривуса.
Продолжает Арка Юнлингов и сквозной сюжет Асоки, которая здесь снова пробует себя в роли эрзац-наставника и полноценного джедая, способного дать мудрый совет, практически в одиночку отразить нападение пиратов... и в нужный момент попасть в плен, как же без этого. На протяжении четырех эпизодов Тейлор и его коллеги-режиссеры аккуратно поддерживают баланс в образе главной героини: она достаточно умела, чтобы ее развитие по сравнению с предыдущими сезонами было очевидно, но в то же время регулярно попадает в переплет, получает затрещины и вообще едва уносит ноги после финальной дуэли с предводителем сепаратистов - кстати, намного более зрелищной и сложной по хореографии, нежели былые столкновения между Асокой и Гривусом.
Боевые эпизоды в Young Jedi вообще реализованы весьма качественно, пусть даже из-за общего объема материала - массовки, эффектов и реквизита в кадре - аниматоры во время сражений заметно упрощают освещение и текстуры. Впрочем, это искупается удивительным многообразием ситуаций. За четыре эпизода Арка Юнлингов умудряется показать полноценные космические битвы и пиратский абордаж, рукопашный бой в тесных пространствах и массовые перестрелки с участием тяжелой техники, дуэли на световых мечах и высокоскоростные погони - и даже дуэль во время погони. Столь же динамично представлен материал ЗВ-вселенной как таковой: появления удостаиваются самые разнообразные технологии, оружие и корабли - от винтовок DC-17 и трандошанских дробовиков до дебютировавших в предыдущей арке HMP и восстановленного "Раба 1". В общем и целом, арка, следуя за сюжетом детского приключения, сплетает из оригинального контента, прошлых наработок The Clone Wars и достижений Расширенной Вселенной на удивление сложный узор, отражающий разные стороны, сюжеты и даже эпохи "Звездных войн".
Впрочем, у подобного подхода к драматургии есть и свои недостатки. Для сравнения можно вспомнить Геонозианскую Арку, где поддерживалась столь же высокая плотность материала, насыщенность кадра, а также постоянная стилистическая и жанровая динамика - но где, при этом, каждая серия рассказывала более-менее самостоятельную историю и использовала свой состав персонажей. Арка Юнлингов же скорее представляет собой единую "историю с продолжениями"; развивающееся на протяжении всех четырех серий приключение с фиксированным составом главных героев, который задается в самом начале и не меняется вплоть до финала. И потому этому сюжету, вполне самостоятельному и комфортно огражденному от больших галактических событий, вовсе не идет на пользу вторжение (пусть и достаточно опосредованное) совершенно других историй, персонажей и мотивов.
Первый эпизод,
The Gathering, мог бы служить камертоном для всей арки - даром, что сама по себе эта серия является одной из лучших за шесть лет существования The Clone Wars. Выдающийся уровень анимации и освещения, восхитительная работа с декорациями, использование визуального языка в большей степени, нежели диалогов, по-хорошему простой камерный сюжет, через который, впрочем, раскрывается большая древняя мифология и культура джедаев - все это "Звездные войны" в их классическом виде, но при этом без привязки к традиционной эстетике эпохи приквелов и мультсериала. Завершенное и самоценное произведение, способное существовать без привязки к чему-либо еще.
Второй эпизод,
A Test of Strength, развивает наработки предшественника вполне органично, по стилю скорее стремится к Оригинальной Трилогии - опасному, но веселому приключению с бандой пиратов на задворках Галактики - и, несмотря на триумфальное возвращение Хондо Оннаки, поддерживает историю юнлингов вдали от основных сюжетных линий The Clone Wars. Но, увы,
Bound for Rescue и
A Necessary Bond чем дальше, тем более активно подключают традиционный материал мультсериала: Оби-Вана, Гривуса, Дуку, разборки флотов и военные планы - эстетика фронта, многократно разработанная в предыдущих эпизодах, неловко вторгается в "периферийную байку" в духе Джона Джексона Миллера. И потому, например, тот же кочующий цирк, уместно смотревшийся бы в рамках детского приключения, хромает на обе ноги по соседству с жесткими баталиями на борту республиканского крейсера.
Без участия основных героев сериала - за исключением, разумеется, Асоки - сюжет Арки Юнглингов шел бы намного ровнее, лучше соответствовал бы своим амбициям и, честно говоря, наверняка занимал бы меньший хронометраж. Но, видимо, The Clone Wars попали в классическую ловушку своих многочисленных предшественников - в том числе, и Войн Клонов 2002-2006 годов: на поле боя выведено слишком много персонажей, каждого из которых нужно время от времени использовать и напоминать об их существовании зрителям. Вне зависимости от того, насколько они реально нужны для органичного развития сюжета в выбранной стилистике.
P.S. Похоже, для данной арки дизайнеры основательно изучили опыт коллег по The Old Republic. Мало того, что джедайский корабль выполнен в классическом духе с эмблемой
той самой Старой Республики, так еще и персональный транспорт Гривуса в последней серии явно использует элементы из игровых спидеров: