Вот ведь странные дела. Чем больше ЗВ-романов Майкла Ривза ты читаешь, тем сильнее кажется, что ты раз за разом перечитываешь одну и ту же книгу.
По жанру это, разумеется, легкий нуар: криминальная изнанка Галактики, запутанная интрига, харизматичные злодеи и герои с сомнительной мотивацией, слежка за таинственным подозреваемым, который пытается скрыться в темном переулке, и лишь тусклый свет фонаря выхватывает из мрака золотую накидку. На главной роли, конечно же, должен быть простой, крепкий и обаятельный парень - негодяй, но с доброй душой. Он обязательно знакомится с женщиной-загадкой, которая находится в страшной опасности. И да, между ними не может не завязаться роман - гарантированно обреченный на неудачу. А по их следу идет неутомимый убийца, которого, как водится, ни задушишь ни прибьешь. Но все не так уж плохо, ведь героям помогает не в меру своенравный дроид с беспощадным чувством юмора и рядом незадокументированных модификаций. Еще где-то на вторых ролях непременно должен появиться классический персонаж из фильмов Джорджа Лукаса - иначе какие же это "Звездные войны"? А в конце выясняется, что за всем стоит "Черное Солнце", потому что... ну а кто еще?
И поди догадайся, о чем идет речь - о
Darth Maul: Shadow Hunter, любой из книг цикла
Coruscant Nights или, вот, о романе
Shadow Games.
Стоит заметить, что на этот раз Ривз делит авторство с Майей Каатрин Бонхофф. И это чувствуется: привычный беглый язык писателя то и дело утяжеляется несвойственными ему развернутыми описаниями и мудреной астрофизикой. Последнее, к слову, сильно усложняет боевые сцены в космосе, и потому их бывает довольно сложно визуализировать - по крайней мере, опираясь на образный канон ЗВ-фильмов. Но все же участие второго автора кажется здесь менее значительным, чем, например, при сотрудничестве со Стивом Перри над
дилогией MedStar. Там был и уникальный сеттинг полевого госпиталя, и нестандартный подход к драматургии, и яркие самобытные персонажи, не имевшие аналога в большой истории "Звездных войн".
А вот Shadow Games - самый что ни есть классический Майкл Ривз, и даже тот факт, что в центре событий оказывается суперзвезда эстрады, а действие обставлено как турне по лучшим концертным площадкам Галактики, на общий расклад не влияет. Да, иногда авторы позволяют себе посмаковать необычные бытовые детали мира шоу-бизнеса, расписывают яркие костюмы и особенности неземных представлений с использованием голографических декораций, антиграв-страховки и проекционных линз в глазах исполнительницы - все это продумано чертовски изобретательно. Но затем сюжет снова и снова отскакивает к привычным жанровым схемам, а потенциально небанальные персонажи опять укутываются в уютные клише. Специфика профессии центральной героини едва ли важна: Ривз и Бонхофф не показывают, как она общается с поклонниками или дает интервью или распевается или делает растяжку в спортзале или пишет песни или вообще хоть как-то проявляет свою творческую натуру. У нее нет характера, а есть сюжетные задачи - эффектно выглядеть, возбуждать интерес мужского пола и всяческими способами скрывать свои истинные планы.
Заметка на полях: по своему сеттингу и базовому конфликту Shadow Games очень похож на рассказ Кэти Тайерс
Rebel Bass. Там тоже был главный герой-музыкант, на плечи которого легла секретная миссия; вот только автор до конца сохранила верность избранной стилистике. Необычная профессия не мешала, а даже наоборот - помогала юному исполнителю выполнить задание, а развязка была подана как противостояние двух музыкальных стилей, суть двух враждующих идеологий. Очень смелый и в то же время остроумный подход к материалу.
Впрочем, недостаток новизны Ривз с лихвой компенсирует опытом. Ему по-прежнему нет равных в создании легких и увлекательных приключенческих историй, интрига закручена весьма хитро (возможно, даже слишком), а каждая из многочисленных локаций прописана ярко и убедительно. Отдельное спасибо авторам за остроумные диалоги, регулярно обыгрывающие прошлое и будущее основных персонажей: едва ли кто-то еще столь метко подкалывал Хана Соло и его грядущее присоединение к мятежникам. И в целом Shadow Games - далеко не худший способ провести пару вечеров за новой ЗВ-историей. Жаль только, что при всех любопытных наработках, чувстве юмора и перспективном сеттинге роману отчаянно не хватает самого главного - собственной идентичности.