Совместная повесть Тимоти Зана и Майкла Стэкпола
Interlude at Darkknell – не лучшее, но, пожалуй, самое типичное произведение Расширенной Вселенной конца 90-х. Эпохи, когда "Звездные войны" уже пережили первый взрыв сюжетного контента, тихо ужаснулись тому, насколько он разнороден, и теперь начали спешно выяснять, как одно соотносится с другим. Именно тогда на сцене появился Джеймс Лусено со своим энциклопедическим стилем, Дэниел Уоллес и его справочники из серии Essential – ну и Трилогия Приквелов, само собой. Не удержались от соблазна и авторы цикла X-Wing и дилогии Hand of Thrawn.
На самом деле, идея неплохая: написать приквел, в котором всем сестрам найдется по серьгам. Приключения крутого детектива Хэла Хорна на службе КорБеза, восхождение безжалостной Исанн Айсард на пост главы Имперской Разведки, окончательный переход сенатора Гарма бел Иблиса в ряды повстанцев, первые аферы Моранды Савич, будущей сподвижницы Тэлона Каррде – весьма перспективный набор историй и персонажей! Тем более, что работать со знакомыми героями Зану и Стэкполу очевидно нравится; характеры и взаимоотношения центральной четверки прописаны бегло, но всегда интересно. Даром, что сюжет то и дело вынуждает все четыре стороны конфликта сотрудничать друг с другом – вопреки их собственному желанию. Постоянно пересекаясь и отталкиваясь друг от друга, Исард, Хорн, бел Иблис и Савич раскрываются даже более полно, чем если бы каждому из них была посвящена отдельная история. Особенно учитывая, что как раз-таки с развитием персональных сюжетных веток у Interlude at Darkknell большие проблемы.
Возможно, возьмись Зан и Стэкпол за полноценный роман, все было бы совсем иначе, но эту историю они изначально писали как повесть в четырех частях для журнала Star Wars Adventure Journal. И при таком формате то и дело приходится идти на компромиссы, чтобы ужать весь желаемый объем контента в 80+ страниц. В результате повествование то и дело спотыкается и отсвечивает белыми нитками на заплатках в мотивации. Персонажи постоянно делают вид, что у них на все заготовлен хитрый план, и будто бы из ниоткуда вводят в игру новые козыри. Но в конечном счете развитие событий остается без внятного объяснения и кажется результатом случайности и авторского произвола, нежели смекалки и дальновидности самих героев.
Зачем Моранда сбрасывает свой ценный груз туда, откуда достать его будет почти невозможно? Как ей удается рассчитать точный момент прибытия всех участников к финальному противостоянию? Откуда она знает начальника Имперской Разведки и даже его неформальную кличку? Почему Гарм Бел Иблис (даром, что номинально заявлен протагонистом) за всю повесть не совершает почти ничего героического, а только плетется хвостиком за остальными персонажами? К чему Зан и Стэкпол используют как бы фольклорные, но при этом весьма нелепые выражения и идиомы, вроде
“What in the name of Vader’s tailor?” или
“I didn’t Vader them out” – хотя они едва ли появляются в других произведениях? Так ли уж нужно было делать макгаффином планы Звезды Смерти, если даже к 1999 году накопилось огромное число историй об их похищении? Одни из лучших ЗВ-авторов, куда ж несетесь вы? Дайте ответ. Не дают ответа.
Кто-то наверняка возразит: "Но разве читателю нужно все разжевывать? Вон ведь сколько тайн и загадок оставляет после себя «Пробуждение Силы» – и разве плохо получилось?" Но вот в чем разница. Недостаток информации является ключевой частью драматургии Эпизода VII, он ставит зрителей в равные условия с главной героиней, позволяет им вместе открывать мир и конфликт фильма. А в Interlude at Darkknell все персонажи изначально умнее читателей, и Зан со Стэкполом не дают достаточно информации, чтобы сократить это отставание. Нарушаются все каноны детективного жанра: вместо триумфальной разгадки ("ага!") в конце повесть предлагает лишь очередную тайну, к которой не ведет ровным счетом ничего. Все случившееся – результат комбинации старшего Исарда? Или же его дочь ловко сфальсифицировала все нужные доказательства? Так покажите сцены с расследованием той или иной линии, дайте аудитории почувствовать себя умной!
Но нет, не дают. Видимо, достаточно просто показать ключевой момент в истории одного из главных злодеев своей эпохи – а там уже следующее поколение придет и все увяжет. Или перезагрузит всю эту Расширенную Вселенную к такой-то матери.