Интересно, что за пять лет мое мнение почти не изменилось - лишь несколько расширилось. Теперь я понимаю, что эта арка для команды Острандера во многом стала поворотной. Во-первых, именно в Rite of Passage на помощь Джен Дурсиме пришел блестящий колорист Брэд Андерсон, который впоследствии останется с ними до самого конца Legacy. Именно его нужно благодарить за резко возросшую степень реалистичности и в то же время зрелищности рисунка: полагаю, его работа со светотенью и оттенками цветов во многом позволила читателям, вроде Фесса, воспринимать работы Острандера как серьезные и "настоящие" произведения - даже тогда, когда сценарий Острандера, как здесь, довольно схематичен и не претендует на особенную глубину.
Во-вторых, эта арка - первая, которая создавалась с непосредственным прицелом на события Второго Эпизода. Раньше "Республика" (еще не бывшая тогда "Республикой") строила сюжеты вокруг прелюдий и интерлюдий "Скрытой угрозы", расписывала довольно условные конфликты "добра" и "зла", а также тянула время выпусками-шуточками, вроде Starcrash и The Devaronian Version. Теперь же Острандеру, наконец, дали показать Графа Дуку и затронуть тему сепаратистского движения, а проблематика конкретизировалась, стала более неоднозначной и личной, напрямую отталкиваясь от нуарных устремлений "Атаки клонов".
Единственное, что для меня осталось непонятным - почему время действия было решено оставить 30 ДБЙ. Ведь стилистически и тематически "Республика" уже вышла на совершенно новый этап, в другую эпоху, а за кадром, между тем, еще даже не случилось "Планеты-Бродяги". К тому же, такое решение резко снижает временное окно для персонажей: получается, что путешествия Квинлана Воса и повторное ученичество Аайлы Секуры под мастером Толмом заняли всего несколько месяцев. Я не говорю, что то закадровое развитие персонажей, что заметно в Rite of Passage по сравнению Darkness, не могло занять столь небольшой промежуток времени, но он все равно кажется излишне - и без веской на то причины - сжатым.