Припозднился я со своим мнением по "Ультиматуму", ну да ничего.
Ультиматум БорнаThe Bourne Ultimatum Режиссер: Пол Гринграсс
Продюсеры: Патрик Кроули, Фрэнк Маршалл, Пол Сэндберг, Даг Лиман
Сценарий: Тони Гилрой (по роману Роберта Ладлама)
В ролях: Мэтт Деймон, Джулия Стайлз, Дэвид Стретхейм, Скотт Глен, Педди Консадайн
Композитор: Джон Пауэлл
Оператор: Оливер Вуд
Производство: США, 2007
Продолжительность: 111 минут
Цитата:-Твое имя больше не Дэвид Уэбб. Теперь ты будешь известен, как...
-ДАРТ ВЕЙДЕЕЕЕР!! (пшшшш-кххх, пшшшш-кххх...)*сдержанный смех в зале*-Альберт Хирш и я с Нордом на правах комментария
По неписанным законам трилогий (брать то любимые нами «Звездные Войны», «Властелин Колец», «Пираты Карибского Моря», «Человек-Паук» и иже с ними) (нет, «Миссия: Невыполнима» в список не брать!), первая часть – это знакомство с героем, демонстрация того, что он умеет, когда не подкачался, не полностью вник в суть дела и вообще только в начале большого пути. Смотрим: да, «Идентификация» как раз такая, хотя того, что демонстрирует Мэтт Деймон в начале пути и так хватает на полную катушку. Что следует ждать от второй части? Большего погружения в глубокий внутренний мир героя, диалогов, любовной линии, тайн загадок… и немного экшена, совсем немного. Смотрим на «Превосходство» - ага, внутренний мир имеется, диалоги да, любовная линия… ну, опустим, не важно. Немного экшена? Да имеется, и не то чтобы немного. Вот тут требуется пояснение. По неписанным законам трилогий («Миссия: Невыполнима» опять в расчет не брать!) экшена во второй части может быть «больше, чем немного» только в том случае, если в финальной третьей картине его будет сверхбольшое количество. Только так, господин Гринграсс, Вы поняли? И чтобы камеру на этот раз не кондрашило, как будто оператор рожает. Понимаете? И да, «Миссию: Невыполниму» в пример не брать!
Вполне возможно, что именно такой ликбез получил режиссер Пол Гринграсс и вся съемочная команда после превосходства Борна над всеми остальными спай-муви нового тысячелетия. Дополнительное образование для третьей части им было просто необходимо: тут и главный конкурент с теми же инициалами Д.Б. вылез из гламурного тартара, и Лукасовская «Месть Ситхов» превратилась в инструкцию «Как правильно делать завершающую часть трилогии и зашибать на этом Большое Бабло». Ну да, и родилась недурная «Миссия: Невыполнима III», которую брать в расчет не будем.
Во-первых, потому что тематика разная, хоть и жанр общий.
Во-вторых, потому что Пол Гринграсс – замечательный слушатель своих боссов и своих новоиспеченных фанатов и все пожелания учел. Поэтому «Ультиматум Борна», как ни обидно это говорить фанату героя другой шпионской саги с инициалами Д.Б., запросто затыкает за пояс всех конкурентов по жанру и товарищей по нелегкой доле триквела, увидевших свет в этом году. Ну ладно, может «Пиратов» и не затыкает, но уж точно держится на одном уровне. У фильма все задатки отличного кино: предельно допустимое количества экшена на третью часть (читай: три крупные баталии), некоторое подобие любовной линии, блестяще проработанные диалоги, отличные актеры, бессменный Борн-оператор Оливер «не тряси, мерзавец, камерой» Вуд, Джон Пауэл с дирижерской палочкой в руке и множество других полезных людей, чьи имена знают только те, кто вчитывается в титры. Плюс один скачанный из Интернета звук «бьющееся стекло.ogg», нашпигованный в фильме просто неприличное количество раз. Все это замешано и взболтано в нехилый коктейль, перед которым бледнеет и «водка-мартини». Скажете, избитая фраза? Зато «Миссия: Невыполнима» в расчет не берется.
Начнем от фаната, то есть с ожидаемого «большого экшена», которого здесь количественно не так уж и много. Собственно, здравый мозг говорит, что рукомашества, ногодрыжества, стрельбы и аварий в «Ультиматуме» не сильно больше, чем в предыдущей части, однако исполнен он так, как еще не было видано. Нигде. Даже идеальная в этом отношении «Матрица» (тоже, кстати, трилогия!) как-то проигрывает по исполнению Гринграссу и ко. Потому что у Вачовски каждая битва превращается в выставку достижений народных спецэффектов и зритель за крутизной slow-mo отвлекается от собственно действа. У Борна же этого самого действа предостаточно: быстро, яростно, взросло, жестоко, изобретательно, с использованием всего, что попадается под руку, с треклятой трясущейся камерой, с неподдельным мясом и кровью (это, если что, метафора – фильм получил от цензоров всего лишь PG-13). Превращенный, похоже, в одну большую экшен-сцену променад по Танжеру лучшим образом демонстрирует, как при наличии неслабого бюджета и толкового постановщика боев снять максимально напряженные 20 минут. Сначала Борн, как обычно, прячется, потом его шарахает взрывом о ближайшую машину, затем он поднимается и несется через плотные слои автомобильной и пешеходной атмосферы на мотоцикле, устраивает взрыв плиты с жареными кебабами, бежит по крышам от местной полиции, а под конец устраивает феноменальную драку с убийцей, который сам в это время преследовал новоявленную подружку опального агента, тем самым заставляя за последнюю не просто волноваться, но по-человечески бояться. Еще не запутались? А как Вам тот факт, что во время этой самой феноменальной драки используется и книга, и подсвечник, и окружающая мебель, и носки, и обычная бытовая бритва? Адреналину за эти полторы тысячи секунд выделяется столько, что хватило бы и на три цельных боевика, а ведь есть еще и погоня по Нью-Йорку с разносом в хлам многочисленного окружающего транспорта, и ночная потасовка в Мадриде, и безумно напряженный отрывок в Лондоне, когда Борн должен спасти себя и неудачника-журналиста в многолюдном вокзале при помощи одного лишь мобильника. Кстати, в самом начале фильма герой даже успевает надавать по наглой и напуганной морде родным и милым глазу столичным милиционерам. Один из западных обозревателей назвал «Ультиматум» «лучшим боевиком, который я видел». И он, чертяка, все на сто процентов прав.
Но не одним лишь экшеном жив Джейсон Борн. Фильм, хоть сюжетно и связан с предыдущими частями, но имеет свою собственную сюжетную ветку, увлекательную, полную секретов и шифров, обманов и слежек, интриг и нечистых на руку боссов. В просто сносящем крышу финале все, кому нужно, получат свое и открытый в первой части вопрос «ху из Джейсон Борн?» наконец получит свой ответ. Как и подобает образцовой заключительной части трилогии, недосказанностей и недопонимания сюжета не остается, все разжевано и понято, благодаря обилию вовремя вставленных флэшбеков. В таких случаях в западной разведке употребляется термин File Closed. Спасибо товарищам сценаристам за наши счастливые пять лет разумного сюжета и внятных и стильных диалогов, которые при совокуплении дают неподдельную атмосферу шпионажа. Тут все по-настоящему, этому веришь, ни один элемент фильма не разрушает магии кино и полной погружаемости в опасный Борн-мир. В очередной раз помянем Оливера Вуда и его камеру-неврастеничку – даже они работают на атмосферу, добавляя легкий привкус документальности. Другое дело, что документальное кино подобным макаром уже не снимают лет двадцать-тридцать…
Дабы подвести черту, стоит в очередной раз отметить блестящий уровень актерской игры (из всей компании лишь Джулия «девушка Борна» Стайлз выглядит несколько не к месту, пусть и держится молодцом) и, отдельно, не менее потрясающее солирование Деймона. Его Борн уверен в себе, без колебаний готов разбить противнику нос, но направив на него пистолет достаточно взглянуть в его глаза, чтобы понять, что он не нажмет курок. Мэтт работает профессионально, серьезно и с чувством роли. Да, не то, чтобы его персонаж был особо эмоциональным, но из того, что есть, актер выжимает все. Просьба выдвинуть молодого человека на «Оскар», а не то зашлем к академикам какого-нибудь «спеца». А, впрочем, нужно ли? Благосклонные зрители сами будут штурмовать квартиры и офисы нужных лиц. Пожелаем им удачи.
Стоит ли после всего этого говорить, что «Ультиматум Борна» - кино высшей пробы, шедевр, адресат восторженных отзывов и просто потрясающе захватывающий и зрелищный фильм? Кино, которое за 111 минут делает больше, чем иные фильмы за полновесные три часа: развлекает, шокирует, восхищает, поражает, заставляет задуматься, сочувствовать и верить. А если кино способно на это – то съемочной команде можно не беспокоиться. Для них уже зарезервировано место в кинематографическом раю, прямо под табличкой «за вклад в развитие жанра».
P.S. Да, именно там, где "Миссию: Невыполнимую" в расчет, благодаря господам Ву и, отчасти, Абрамсу, не брали.