Хотя
The Siege of Saleucami и не является последней номерной аркой цикла Republic, для комикс-истории Войн Клонов, которую Джон Острандер развивал на протяжении трех лет, это, безусловно, финал - грандиозный, зрелищный, недвусмысленный и исполненный в лучших эпических традициях "Звездных войн". Как и аналогичная
мини-серия Obsession Хейдена Блэкмана, кульминационная Битва за Салукемай сводит воедино все заявленные ранее ниточки сюжета: раскол в рядах джедаев, персональный конфликт мастера Толма и Соры Балка, воинов-моргукаев и вампиров-анзати, растянувшийся на несколько лет поединок Эйлы Секуры с убийцей Боком, камео коммандера Блая, экс-гвардейца Сагоро Аутема и А'Шарада Хетта - который, как подсказывает память, достался автору еще в наследство от его предшественника Тима Трумана, пионера сказаний о джедаях времен Расцвета Империи.
Ну и, конечно же, выходит на долгожданную развязку несколько затянувшееся путешествие Квинлана Воса по теневой зоне между Светом и Тьмой. Как и положено в таких случаях, последняя битва настолько грандиозна, что ведется одновременно в реальном мире и условном пространстве подсознания, где на помощь мятущемуся духу героев приходят видения союзников, наставников и учеников. Настоящее непременно разрешается за счет прошлого. Добро, конечно же, уничтожает зло. Негодяи, само собой, погибают эффектно и в полном составе - за исключением тех, для кого конец отсрочен ходом Канона. Любовь, разумеется, становится решающим доводом в споре между светом и тьмой. А знаменует эмоциональную кульминацию обязательный большой взрыв, очищающим огнем прижигающий все лишние сюжетные линии. Острандер бессовестно проходит по всем возможным клише эпосов вообще и ЗВ-произведений в частности и даже на свой лад обыгрывает финальную дуэль Третьего Эпизода, устраивая поединок между Восом и Толмом над пеклом вулкана. Но это, как ни странно, не вызывает раздражения - или, по крайней мере, раздражает намного меньше, чем в последующих циклах того же автора. В конце концов, "Звездные войны" - довольно консервативная по своей эстетике вселенная, и подобные устаревшие (ой ли?) приемы смотрятся в ней вполне уместно; особенно, когда речь идет о ни много ни мало конце эпохи.
Siege of Saleucami плетет настолько плотную, динамичную и, если задуматься, непростую вязь из классических мотивов, что свое удовольствие читатель может найти уже хотя бы в наблюдении за тем, как именно решены ожидаемые события. И механизм истории работает эффективно, пусть даже особенных сюрпризов арка не преподносит и не поражает глубиной драматургии. Скорее наоборот: Острандер чуть ли не впервые уделяет большую часть комикса не диалоговым, но боевым сценам - но исполнены на высшем уровне и, пожалуй, являются одним из наиболее удачных примеров сотрудничества художницы Джен Дурсимы и колориста Брэда Андерсона. В немалой степени динамика и напряженность повествования достигается за счет того, как они играют тенями, цветами и композицией, умело используя их для драматизации событий - как тех, что происходят в "реальности", так и тех, что условны и потому дают художникам большую свободу.
Финал Войн Клонов по версии Republic - этапная история своего периода и, пожалуй, одно из лучших ЗВ-произведений подобного формата, уступающее разве что
последней арке The Clone Wars. Красивое, динамичное, весьма предсказуемое, но оттого не менее зрелищное и попросту эпичное действие, которое опирается на сюжетные и визуальные каноны классической мифологии. "Звездные войны", как они есть - во всем своем блеске и противоречиях, тенях и пламени.